Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 03.09.2019 № 03-04-06/67598

Вопрос: Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении формирования налоговой базы по НДФЛ для работника, находящегося за пределами Российской Федерации и исполняющего свои трудовые обязанности дистанционно.
Организация заключила с работником дистанционный трудовой договор. Работник исполнял свои трудовые обязанности на территории иностранного государства более 183 дней в году и получил статус нерезидента.
В соответствии с трудовым договором и локальными актами организации о премировании работнику выплачивались заработная плата, отпускные, а также премия по итогам года за достижение производственных и трудовых результатов.
Согласно п. 2 ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в Российской Федерации.
Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Таким образом, если работник, находясь на территории иностранного государства, исполняет свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, дистанционно, получаемое им вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть оплата труда работника состоит из вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, компенсационных и стимулирующих выплат.
В Письме Минфина России от 21.09.2012 N 03-04-06/6-286 указано, что, поскольку премии, выплаченные организацией своему работнику, не являются вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации, упомянутым в пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ, а представляют собой стимулирующую выплату, которая выплачивается российской организацией, указанные премии относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
Между тем ранее в Письме ФНС России от 28.07.2008 N 3-5-03/313@ была высказана иная позиция: заработная плата за время исполнения работником-нерезидентом трудовых обязанностей за границей, а также премии по результатам такой работы относятся к доходам от источников за пределами Российской Федерации и поэтому не являются объектом налогообложения в Российской Федерации.
Можно ли считать премию за достижение трудовых результатов за год, выплаченную работнику-нерезиденту, находящемуся на территории иностранного государства и исполняющему свои трудовые обязанности дистанционно, доходом, полученным от источников за пределами Российской Федерации?
Если такая премия считается полученной от источников в Российской Федерации, то распространяется ли на данный доход положение Соглашения об избежании двойного налогообложения, согласно которому налогообложение должно осуществляться в месте исполнения трудовых обязанностей, то есть на территории иностранного государства, и, соответственно, не подлежать налогообложению на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 сентября 2019 г. N 03-04-06/67598

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 18.06.2019 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных операций.
Консультационные услуги Департамент также не оказывает.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в Российской Федерации.
Таким образом, доходы, полученные физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников за пределами Российской Федерации, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц. Соответственно, в отношении указанных доходов физических лиц — работников организация-работодатель не является налоговым агентом.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
С учетом вышеизложенного если премия за достижение трудовых результатов за год предусмотрена трудовыми договорами и принятой в организации системой оплаты труда, то, по мнению Департамента, такую выплату за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации можно отнести к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
03.09.2019

——————————————————————