Вопрос: Об НДС при реализации товаров хозяйствующему субъекту государства — члена ЕАЭС и их вывозе покупателем из РФ в разных налоговых периодах.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 сентября 2016 г. N 03-07-13/1/51480
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении товаров, реализуемых хозяйствующему субъекту государства — члена Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) в одном налоговом периоде и вывезенных покупателем с территории Российской Федерации на территорию государства — члена ЕАЭС в другом налоговом периоде, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно пункту 3 раздела II «Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров» Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС при экспорте товаров с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства — члена ЕАЭС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола.
В соответствии с пунктом 5 указанного раздела Протокола данные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При этом в целях исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства — члена ЕАЭС для налогоплательщика налога на добавленную стоимость. При непредставлении этих документов в установленный срок суммы налога на добавленную стоимость подлежат уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров с правом на вычет соответствующих сумм налога на добавленную стоимость согласно законодательству государства — члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары.
Следует отметить, что порядок определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, в случае если документы, предусмотренные пунктом 4 Протокола, собраны в установленный срок, Протоколом не установлен. Поэтому указанный порядок регулируется нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Так, пунктом 9 статьи 167 Кодекса установлено, что при экспорте товаров с территории Российской Федерации, в том числе в государства — члены ЕАЭС, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, если документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, собраны в 180-дневный срок, операции по реализации вышеуказанных товаров отражаются в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, форма которой утверждена приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@, за налоговый период, в котором собран полный пакет документов, в разделе 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена».
В случае если эти документы не представлены в налоговый орган в установленный срок, операции по реализации товаров отражаются в разделе 6 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена» уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представляемой за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров.
Одновременно сообщается, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА
02.09.2016
——————————————————————