Вопрос: Организация проводит мотивационную программу среди работников торговых точек, закупающих товары у официальных дистрибьюторов заказчика мотивационной программы (далее — заказчик программы) и реализующих товары конечному потребителю, с целью повышения их лояльности к указанным товарам.
Дистрибьютором является юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, являющееся звеном торгово-проводящей цепочки товаров заказчика программы на территории РФ, имеющее прямой договор оптовой поставки товаров с заказчиком программы и реализующее товары с целью их перепродажи в торговых точках конечному потребителю.
Работники торговых точек не состоят с организацией или заказчиком программы в трудовых отношениях.
Мотивационная программа направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и к его продвижению, а именно к стимулированию продаж конкретного товара определенного производителя (в данном случае заказчика программы).
Механика мотивационной программы состоит в том, что работникам торговых точек при продаже данного товара начисляются баллы в личном кабинете на сайте программы за каждый проданный товар, производителем которого является заказчик программы. Данные баллы работники торговых точек могут получить в дальнейшем в виде денежных средств путем перечисления на банковскую карту.
Согласно п. 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ.
Учитывая, что программа, как это вытекает из ее условий, проводится не в целях рекламы товаров (работ, услуг), полученный доход в виде денежного приза должен облагаться по ставке 13%.
В то же время существует и иная точка зрения, согласно которой указанный доход должен облагаться по ставке 35% в силу п. 2 ст. 224 НК РФ. Эта точка зрения основывается на том, что программа будет рассматриваться как способ привлечения внимания потенциальных потребителей к товарам, выпускаемым заказчиком программы, а также к рекламированию определенного изготовителя товаров среди работников торговых точек.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
По какой ставке облагается сумма приза, полученного участником подобной мотивационной программы?
Может ли в данной ситуации быть применен необлагаемый вычет в размере 4 000 руб. согласно абз. 1 п. 28 ст. 217 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 декабря 2020 г. N 03-04-06/104811
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 03.08.2020 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Консультационные услуги по вопросам налогообложения Департамент также не оказывает.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Доходом физических лиц согласно статье 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 224 Кодекса налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц устанавливается в размере 35 процентов в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 Кодекса.
Таким образом, в случае участия налогоплательщика в стимулирующем мероприятии, нормативно-правовое регулирование которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», доход в виде стоимости выигрышей и призов от участия в таком мероприятии подлежит обложению налогом на доходы физических лиц с применением ставки 35 процентов в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 Кодекса.
Пунктом 28 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов, не превышающих 4 000 рублей, полученных налогоплательщиком за налоговый период в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
В отношении призов, получаемых в других мероприятиях, проводимых не в целях рекламы товаров, работ и услуг, применяется общая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, в размере 13 процентов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
01.12.2020
——————————————————————