Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 13.09.2022 № Д24и-29241

Вопрос: О возвращении денежных средств и продукции, а также оценке соблюдения требований к возврату денежных средств за товар в рамках проведения контрольной закупки с целью контроля за применением ККТ.

Ответ:

 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 сентября 2022 г. N Д24и-29241

Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России рассмотрел письмо по отдельным вопросам осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее — контроль за применением контрольно-кассовой техники), и сообщает.
1. По вопросу возвращения денежных средств после проведения контрольной закупки отмечаем.
В соответствии с частью 8 статьи 67 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 248-ФЗ) после объявления о проведении контрольной закупки денежные средства возвращаются контрольному (надзорному) органу, за исключением следующих случаев:
утрата приобретенной продукцией (товарами) потребительских свойств;
несение контролируемым лицом расходов в связи с выполнением работ или оказанием услуг в рамках контрольной закупки.
Одновременно на основании части 9 статьи 67 Федерального закона N 248-ФЗ продукция (товары), приобретенная в ходе контрольной закупки, возвращается контролируемому лицу или его представителю, за исключением указанных случаев.
Отмечаем, что законодательством о защите прав потребителей устанавливаются отдельные категории товаров, не подлежащие обмену. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.
Вместе с тем отмечаем, что на основании преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
С учетом изложенного полагаем, что указанные требования не регулируют вопросы осуществления контрольной закупки, в связи с чем продукция (товары) любой категории подлежит возврату контролируемому лицу с учетом требований абзаца первого части 8 статьи 67 Федерального закона N 248-ФЗ.
Кроме того, полагаем, что в целях применения законодательства о защите прав потребителей такая продукция (товары) в указанном случае не признается бывшей в употреблении, поскольку целью ее приобретения не являлось использование в потребительских целях, а возврат такой продукции осуществляется незамедлительно после объявления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Также отмечаем, что неисполнение контролируемым лицом обязанности по возврату денежных средств контрольному (надзорному) органу после завершения контрольной закупки является нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
2. По вопросу оценки соблюдения обязательных требований к возврату денежных средств за ранее приобретенный товар в рамках проведения контрольной закупки отмечаем.
Отмечаем, что на основании части 1 статьи 67 Федерального закона N 248-ФЗ под контрольной закупкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Отмечаем, что в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» предметом контроля за применением контрольно-кассовой техники является оценка соблюдения правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
При этом в соответствии с положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ осуществление расчетов включает в себя прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
С учетом изложенного полагаем, что при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники в рамках одной контрольной закупки может моделироваться ситуация, включающая в себя сделку с осуществлением расчетов, связанных как с приемом, так и с выплатой денежных средств в связи с возвратом товара.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в указанном случае до объявления о проведении контрольной закупки контролируемое лицо вправе отказаться от возврата товара в соответствии с требованиями законодательства о защите прав потребителей (к примеру, если такой товар не подлежит возврату), что не будет являться воспрепятствованием проведению контрольного (надзорного) мероприятия и нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре).

Директор Департамента
государственной политики в сфере
лицензирования, контрольно-надзорной
деятельности, аккредитации
и саморегулирования
А.В.ВДОВИН
13.09.2022

——————————————————————