МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПИСЬМО
от 7 августа 2020 г. N 00072/20/145557-ОП
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральной службой судебных приставов рассмотрено обращение по вопросу необходимости выявления кредитными организациями факта принадлежности клиента, к счету которого поступил исполнительный документ, к группе компаний (холдингу), указанной в перечне системообразующих организаций российской экономики.
В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», ФССП России не наделена полномочиями по разъяснению законодательства.
Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.
Правовое регулирование вопросов, касающихся организации исполнения банками требований исполнительных документов в отношении организаций-должников, получивших меру поддержки в виде моратория на возбуждение дел о банкротстве, регламентировано положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).
Так, согласно нормам статей 7, 8, 13 и 70 Закона об исполнительном производстве требования, содержащиеся в судебных актах и актах других органов, исполняются банками на основании исполнительных документов о взыскании денежных средств, предъявленных непосредственно взыскателями, в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
В качестве одного из обязательных требований, предъявляемых к исполнительным документам, статья 13 Закона об исполнительном производстве отмечает обязательное наличие в исполнительном документе таких сведений о должнике, как идентификационный номер налогоплательщика и основной регистрационный номер (далее — ИНН, ОГРН).
В силу положений части 8 статьи 70 Закона об исполнительном производстве не исполнить требования исполнительного документа банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
В частности, пунктом 4 части 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве закреплено основание для приостановления исполнения по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, в отношении должников, включенных в перечень лиц, на которых распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Аналогичная правовая позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации, согласно которой введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Закона об исполнительном производстве (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, раздел III, вопрос 11).
Согласно положениям части 1 статьи 9.1 Закона о несостоятельности в акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц или перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
При этом перечень указанных лиц размещается на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае внесения изменений в названный перечень ФНС России направляет оператору Единого федерального реестра сведений о банкротстве сведения о лицах, включенных в данный перечень, и о лицах, исключенных из него (часть 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве).
Критерии и порядок включения организаций в перечень системообразующих организаций российской экономики определяются Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики (далее — Правительственная комиссия) (подпункт «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 (далее — Постановление от 03.04.2020 N 428).
Вместе с тем в силу требований пункта 2 Постановления от 03.04.2020 N 428 на Правительственную комиссию возложена обязанность направлять в ФНС России изменения, вносимые в перечень системообразующих организаций российской экономики.
В свою очередь, ФНС России размещает на своем официальном сайте service.nalog.ru/covid перечень указанных организаций с обеспечением его актуализации согласно вносимым в него изменениям, а также в течение одного рабочего дня направляет соответствующие сведения оператору Единого федерального реестра сведений о банкротстве (адрес в сети «Интернет»: bankrot.fedresurs.ru) (пункт 3 Постановления от 03.04.2020 N 428).
Таким образом, проверка информации о распространении на должника действия моратория на возбуждение дел о банкротстве возможна по ИНН (ОГРН) организации или индивидуального предпринимателя, указанным в исполнительных документах, путем обращения к обозначенным информационным ресурсам.
Одновременно информируем, что в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности перечисления денежных средств по судебному акту или акту другого органа, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8 Закона об исполнительном производстве.
В то же время осуществление указанного исполнительного действия должностными лицами ФССП России возможно в рамках возбужденного на основании конкретного исполнительного документа исполнительного производства.
В этой связи позиция ФССП России по указанному в обращении вопросу относительно необходимости выявления кредитными организациями факта принадлежности клиента, к счету которого поступил исполнительный документ, к группе компаний (холдингу), содержащейся в перечне системообразующих организаций российской экономики, не может быть сформирована.
На наш взгляд, разрешению обозначенной проблемы будет способствовать выработка соответствующих решений в ходе анализа банками и иными кредитными организациями практики применения законодательства Российской Федерации, регулирующего особенности исполнения исполнительных документов в отношении должников, на которых распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве.
ФССП России не располагает сведениями о такой практике и в этой связи, а также в целях избежания случаев превышения пределов установленной законодательством Российской Федерации компетенции, не может давать соответствующие рекомендации.
Вместе с тем Банк России в силу положений статьи 56 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, а также проводит анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.
С учетом изложенного, полагаем, что по вопросам, возникающим при исполнении требований исполнительных документов в отношении должников, включенных в перечень лиц, на которых распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве, целесообразно обращаться в Банк России.
Первый заместитель
директора Федеральной службы
судебных приставов —
первый заместитель
главного судебного пристава
Российской Федерации
О.А.ПОМИГАЛОВА
——————————————————————