ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 января 2023 г. № Д-5-20/5@
О РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКАХ
В 2023 ГОДУ
Федеральная налоговая служба в целях обеспечения достижения целевых показателей по проекту «Рынки» сообщает о следующем порядке реализации проекта по исключению недобросовестного поведения на рынках в 2023 году.
1. Мероприятия по инвентаризации торговых территорий.
В целях оценки соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на рынках, ярмарках и иных территориях, отведенных для торговли, территориальные налоговые органы проводят контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия в виде выездного обследования.
Учитывая требования части 2 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) выездное обследование проводится на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа. Форма задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия прилагается к настоящему письму.
Обращается внимание, что в ходе проведения выездного обследования в целях осуществления инвентаризации торговых пространств не допускается взаимодействие с контролируемыми лицами, а также осуществление контрольной закупки, даже в случае, если в ходе проведения выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
При этом не запрещается взаимодействие с управляющими рынком компаниями или собственниками торговых территорий, сдающих торговые объекты в аренду.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных на территории одного рынка, ярмарки или иного торгового пространства) не может превышать один рабочий день.
В случае, если в течение вышеуказанного срока не удалось оценить соблюдение обязательных требований всеми торговцами, осуществляющими деятельность на рынке, уполномоченное должностное лицо территориального налогового органа составляет протокол осмотра (форма прилагается) и формирует повторное задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с указанием нового срока.
2. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.
В случае необходимости сбора дополнительных данных об объектах контроля или осуществления анализа имеющихся в распоряжении налоговых органов данных проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа (руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа).
В ходе проведения наблюдения осуществляется, в том числе, анализ расчетов с применением контрольно-кассовой техники.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, территориальный налоговый орган принимает следующие решения:
1) решение об объявлении предостережения (порядок изложен в пункте 3.2 настоящего письма);
2) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия — выездное обследование (порядок проведения мероприятия изложен в пункте 4 настоящего письма).
3. Проведение профилактических мероприятий.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия (выездного обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований) нарушений обязательных требований сотрудник территориального налогового органа рассматривает вопрос о проведении мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (пункт 5 часть 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ).
Перечень профилактических мероприятий, которые проводятся территориальными налоговыми органами, указан в пункте 11 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2022 № 272 (далее — Положение о виде контроля № 272).
Порядок осуществления профилактических мероприятий содержится в пунктах 12 — 16 Положения о виде контроля № 272.
3.1. Профилактический визит.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия (выездного обследования) нарушений обязательных требований, связанных с регистрацией (перерегистрацией) контрольно-кассовой техники (отсутствует контрольно-кассовая техника либо контрольно-кассовая техника зарегистрирована не по адресу фактического применения), сотрудники территориальных налоговых органов инициируют проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Профилактические визиты в отношении контролируемых лиц осуществляются должностным лицом в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона № 248-ФЗ и пунктом 16 Положения о виде контроля № 272.
В ходе профилактического визита налогоплательщик информируется об обязанности регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и ее применении.
О проведении профилактического визита налогоплательщик уведомляется любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, в том числе путем вручения такого уведомления в момент оказания государственной услуги регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения обязательного профилактического визита. Форма уведомления о проведении профилактического визита прилагается к настоящему письму.
Согласно пункту 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604, на уведомление о проведении профилактического визита наносится QR-код, сформированный в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее — ЕРКНМ), обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о профилактическом мероприятии.
Налогоплательщик вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом территориальный налоговый орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Обращается внимание, что сведения о проведении профилактического мероприятия в виде профилактического визита в обязательном порядке размещаются в ЕРКНМ. Пример внесения сведений о проведении профилактического визита в ЕРКНМ прилагается к настоящему письму.
3.2. Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
В случае необходимости проведения анализа данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований (контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом).
Учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление № 336), в случае, если по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований (неприменение контрольно-кассовой техники), уполномоченным лицом территориального налогового органа принимается решение об объявлении предостережения.
Следует отметить, что такое решение принимается уполномоченным лицом (руководителем (заместителем руководителя) территориального налогового органа) по результатам рассмотрения мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований согласно пункту 2 статьи 60 Федерального закона № 248-ФЗ.
Формы решения уполномоченного лица территориального налогового органа, мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предостережения прилагаются к настоящему письму.
Процесс принятия решения о проведении профилактического мероприятия в виде объявления предостережения доведен до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 19.04.2022 № АБ-4-20/4731@.
Обращается внимание, что сведения о проведении профилактического мероприятия в виде объявления предостережения размещаются в ЕРКНМ (инструкция прилагается), а согласно пункту 21 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604, на предостережение наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о профилактическом мероприятии.
4. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
Согласно абзацу 8 подпункта «а» пункта 3 Постановления № 336 в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.
В этой связи в целях воздействия на «недобросовестных» налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории рынков с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, территориальным налоговым органам следует по результатам проведения вышеуказанных профилактических мероприятий (по истечении 10 рабочих дней) сформировать перечень налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В указанный перечень включаются налогоплательщики (при одновременном наличии нижеуказанных критериев):
— которые не имеют зарегистрированной контрольно-кассовой техники при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях;
— которые ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, которое не исполнено;
— по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, не зарегистрировали контрольно-кассовую технику или не начали применять контрольно-кассовую технику при ее наличии.
После формирования перечня указанных налогоплательщиков Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее — Управления) поручаю направить указанный перечень в Управление оперативного контроля ФНС России по форме, согласно приложению № 1 к настоящему письму с заполнением граф с 1 по 10, а также организовать и провести контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия (в виде выездного обследования) в отношении таких налогоплательщиков.
После формирования перечня указанных налогоплательщиков территориальным налоговым органам следует организовать и провести контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия (в виде выездного обследования) в отношении таких налогоплательщиков.
Обращается внимание, что указанное в настоящем пункте выездное обследование также проводится на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа (руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа).
В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона № 248-ФЗ и с учетом части 12 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ (согласно абзацу 3 пункта 27 Положения о виде контроля № 272).
В соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (контрольной закупки) незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 данной статьи.
Также следует учитывать, что согласно части 7 статьи 75 Федерального закона № 248-ФЗ информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
Кроме того, частью 5 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрено, что территориальные налоговые органы по результатам контрольной закупки, проведенной в рамках выездного обследования, помимо внесения сведений в ЕРКНМ, должны также направить в органы прокуратуры сведения о контрольной закупке с приложением копии решения о ее проведении и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения (задание уполномоченного должностного лица территориального налогового органа на проведение выездного обследования), в течение двадцати четырех часов после принятия решения о проведении такой контрольной закупки в рамках выездного обследования.
Типовые формы решения о проведении контрольной закупки и акта контрольной закупки, утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».
Согласно пункту 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604, на решение о проведении контрольной закупки и акт контрольной закупки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о контрольном (надзорном) мероприятии.
Информацию о реализации мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, поручаю Управлениям направлять ежемесячно в последний четверг месяца в Управление оперативного контроля ФНС России по форме, согласно приложению № 1 с заполнением граф с 11 по 15.
Обращается внимание, что настоящее письмо является заданием на проведение выездного обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований (контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия) и не является решением о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом.
В целях оперативного решения возникающих вопросов в части реализации мероприятий, предусмотренных настоящим письмом, предлагается связываться с начальником отдела контрольно-аналитической работы Управления оперативного контроля — В.С. Демидов (ВТС — 8 (99) 19-57).
Одновременно сообщается об отмене письма ФНС России от 29.06.2022 № АБ-4-20/8116@.
Действительный
государственный советник РФ
3-го класса
А.В.БУДАРИН