Вопрос: О постановке на учет граждан при отсутствии регистрации по месту жительства (пребывания) в РФ; об определении в целях НДФЛ статуса налогового резидента РФ для физлиц, проживающих в г. Луганске.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 сентября 2021 г. N КВ-3-14/6138@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 12.08.2021, сообщает следующее.
В целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, по месту принадлежащего им имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс), с присвоением единого на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационного номера налогоплательщика (пункт 1 статьи 83 и пункт 7 статьи 84 Кодекса).
Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, осуществляется на основании заявления такого физического лица налоговым органом, в который по выбору физического лица представлено это заявление (пункт 7 статьи 83 Кодекса).
Заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе (далее — Заявление) по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2020 N ЕД-7-14/323@ (доступна для скачивания на сайте ФНС России по адресу www.nalog.ru в разделе «Учет физических лиц» — «Формы документов»), может быть представлено в любой налоговый орган, осуществляющий работу с физическими лицами, лично (или представителем), через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, почтой заказным письмом.
Заполнение Заявления осуществляется в соответствии с порядком заполнения Заявления, приведенным в приложении N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2020 N ЕД-7-14/323@, с учетом следующих особенностей:
в поле «Адрес в Российской Федерации», состоящем из одного знакоместа, проставляется цифра «3» — отсутствует место жительства (место пребывания — при отсутствии места жительства), и адрес не заполняется.
При подаче Заявления в налоговый орган физическое лицо одновременно с указанным Заявлением представляет документ, удостоверяющий личность физического лица. При направлении Заявления по почте заказным письмом к Заявлению о постановке на учет прилагается заверенная в установленном порядке копия документа (копии документов), удостоверяющего личность физического лица.
Постановка на учет физического лица с присвоением ИНН и выдача соответствующего свидетельства осуществляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления.
Получить свидетельство можно лично, через представителя или по почте. Для получения свидетельства по почте рекомендуется представить сведения об адресе для взаимодействия на территории Российской Федерации по форме заявления (N 1А), утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@. Форма заявления доступна для скачивания на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Физические лица / Меня интересует / Адрес для направления документов по почте».
Обязанность физического лица уплачивать налог на доходы физических лиц в порядке, установленном Кодексом, зависит от факта получения данным лицом облагаемого налогом дохода и налогового статуса физического лица.
В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в Российской Федерации.
Перечень доходов, полученных от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, поименован в статье 208 Кодекса.
Статьей 228 Кодекса установлено, что налогоплательщики, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации и получившие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, на основании налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, представленной по месту жительства.
Вместе с тем согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 232 Кодекса, в случае если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 — 4 статьи 232 Кодекса.
Кроме того, пунктом 5 статьи 232 Кодекса установлено, что, в случае если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пунктами 6 — 9 статьи 232 Кодекса, в частности, при условии подтверждения таким физическим лицом статуса налогового резидента иностранного государства.
Для получения разъяснений с учетом конкретных обстоятельств по вопросу налогообложения доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, следует представить в налоговые органы сведения о конкретном виде дохода, полученного за налоговый период.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. По итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физического лица в Российской Федерации определяется его налоговый статус за данный налоговый период. При этом налоговым периодом признается календарный год (статья 216 Кодекса). Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2.1, 2.2 и 3 статьи 207 Кодекса) в настоящий момент в Кодексе не содержится.
Специального порядка определения статуса налогового резидента Российской Федерации для физических лиц, проживающих на территории г. Луганска, Кодексом не предусмотрено. Налоговый статус таких лиц зависит исключительно от времени их нахождения на территории Российской Федерации и определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса.
Дополнительно обращается внимание, что наличие или отсутствие гражданства Российской Федерации не является критерием при определении статуса налогового резидента Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ, а не пункт 4.
Согласно пункту 4 статьи 32 Кодекса обязанность предоставления услуги по бесплатному информированию возложена на налоговые органы. Порядок предоставления государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее — Услуга) определен Административным регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@.
Необходимо отметить, что на всей территории Российской Федерации действует Единый Контакт-центр ФНС России, которому в соответствии с Приказом ФНС России от 30.04.2015 N СА-7-17/180@ делегированы полномочия по бесплатному телефонному информированию налогоплательщиков. Для получения интересующей информации заявитель может позвонить по единому номеру 8 (800) 222-2222.
Предоставление Услуги осуществляется ежедневно в течение рабочего времени с учетом часовых поясов, а именно: по понедельникам и средам с 9.00 до 18.00, по вторникам и четвергам с 9.00 до 20.00, по пятницам с 9.00 до 16.45. В нерабочее время информирование налогоплательщиков осуществляется в режиме телефона-автоинформатора.
В.Г.КОЛЕСНИКОВ
09.09.2021
——————————————————————