Вопрос: Об исчислении налога на имущество физлиц, если право собственности на несколько хозяйственных строений зарегистрировано на один объект недвижимости.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 сентября 2021 г. N БС-3-21/6130@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 02.09.2021 об условиях применения налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц (далее — налог), установленной в соответствии с абзацем шестым подпункта 1 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное) разъяснение норм Кодекса о порядке применения налоговых льгот по налогу. При этом полагаем возможным направить следующие рекомендации.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения по налогу (статья 400 Кодекса).
Согласно абзацу шестому подпункта 1 пункта 2 статьи 406 Кодекса налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих 0,1 процента, в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Указанные налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 3 статьи 406 Кодекса).
Поскольку обязанность по исчислению налога исполняется налоговыми органами (пункт 1 статьи 408 Кодекса), для применения налоговых ставок по налогу Кодексом не возложена на налогоплательщиков обязанность представлять в налоговый орган какие-либо документы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 408 Кодекса сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 408 Кодекса.
Сведения о праве собственности физических лиц на объекты налогообложения представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами (пункты 4, 6 статьи 85 Кодекса).
Налоговая база по налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Кодекса.
Таким образом, налог исчисляется в отношении принадлежащих на праве собственности физическим лицам объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), за исключением установленных в соответствии с Кодексом оснований для освобождения от налогообложения (в том числе в связи с предоставлением налоговой льготы).
В указанном случае право собственности на несколько хозяйственных строений зарегистрировано в ЕГРН как на один объект недвижимости с присвоением ему одного кадастрового номера и определением его кадастровой стоимости. В такой ситуации отдельными объектами налогообложения не могут рассматриваться строения, входящие в состав указанного объекта недвижимости; следовательно, налоговая ставка, установленная в соответствии с абзацем шестым подпункта 1 пункта 2 статьи 406 Кодекса, не может применяться отдельно в отношении каждого из указанных строений, не являющихся учтенными в ЕГРН в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
09.09.2021
——————————————————————