МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 июня 2020 г. N БС-4-21/9447@
ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ
ОБЯЗАННОСТИ УПЛАТИТЬ НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 08.06.2020 N 172-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
В связи со вступлением в силу статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождаются от исполнения обязанности уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, направляем для использования в работе запрос ФНС России от 22.05.2020 N БС-4-21/8465@ и разъяснения Минфина России от 28.05.2020 N 03-05-04-01/44997 по вопросу об отнесении объектов налогообложения по указанным налогам к используемым (предназначенным для использования) в предпринимательской деятельности.
Доведите указанные разъяснения в качестве рекомендаций до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества и работу с налогоплательщиками.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 мая 2020 г. N БС-4-21/8465@
О НОРМАХ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В ЧАСТИ
ОСВОБОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ
ОБЯЗАННОСТИ УПЛАТИТЬ НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО
В связи с принятием Федерального закона N 959325-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» просим сообщить позицию Минфина России по следующим вопросам.
1) Статья 2 Закона предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанности уплатить транспортный налог за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
Глава 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) не связывает порядок исчисления и уплаты налога для налогоплательщиков — физических лиц с использованием (либо неиспользованием) транспортных средств в предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Установленные законодательством правила государственной регистрации транспортных средств, включая Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ), Федеральные законы от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», от 03.08.2018 N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не предусматривают обязательное указание цели использования регистрируемого транспортного средства физического лица.
Правила государственной регистрации транспортных средств зависят от цели использования в коммерческой деятельности только применительно к маломерным судам. В частности, статьей 17 КВВТ, пунктами 5, 9 статьи 33 КТМ установлено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов (далее — РМС) или Российском открытом реестре судов (далее — РОРС, для организации — участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»), а маломерных судов, используемых в коммерческих целях — в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов, РОРС.
В силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) для предпринимательской деятельности может быть предназначено любое транспортное средство исходя из его возможного использования владельцем в целях систематического получения прибыли (например, по договору аренды, перевозки и т.п.).
Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, статья 2 Закона может распространяться на любые транспортные средства, зарегистрированные на индивидуальных предпринимателей, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, зарегистрированных в РМС.
2) Статья 2 Закона предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате земельного налога за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
По мнению ФНС России, учитывая пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее — Классификатор, зарегистрирован Минюстом России 08.09.2014, регистрационный N 33995), статья 2 Закона (в части условия использования (предназначения для использования) земельных участков индивидуальных предпринимателей в предпринимательской деятельности) может распространяться:
— по общему правилу, на земельные участки, за исключением кодов видов разрешенного использования по Классификатору 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7.1, 12.0, 12.3, 13.0, 13.1, 13.2;
— на земельные участки с кодами видов разрешенного использования по Классификатору 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7.1, 13.0, 13.1, 13.2 в случае, если их использование (предназначение для использования) в предпринимательской деятельности будет определено на основании представленных в налоговый орган документов, в т.ч. при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы, направленного в соответствии с пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса.
3) Статья 2 Закона предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
По мнению ФНС России, учитывая пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса, статью 16 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 2 Закона (в части условия использования (предназначения для использования) объектов налогообложения индивидуальных предпринимателей в предпринимательской деятельности) может распространяться:
— по общему правилу, на объекты налогообложения, за исключением жилых помещений, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (далее — хозпостройки), а также индивидуальных гаражей и машино-мест;
— на жилые помещения, хозпостройки, индивидуальные гаражи и машино-места в случае, если их использование (предназначения для использования) в предпринимательской деятельности будет определено на основании представленных в налоговый орган документов, в т.ч. при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы, направленного в соответствии с пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса.
Прошу сообщить позицию Минфина России по перечисленным вопросам применения статьи 2 Закона (при условии вступления его в силу) для налогооблагаемого имущества индивидуальных предпринимателей.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 мая 2020 г. N 03-05-04-01/44997
В Департаменте налоговой политики рассмотрено письмо от 22.05.2020 N БС-4-21/8465@ по вопросу об отнесении объектов налогообложения по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц к объектам налогообложения, используемым (предназначенным для использования) в предпринимательской деятельности, и сообщается, что позиция ФНС России, изложенная в указанном письме, поддерживается.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ
——————————————————————