Вопрос: О вызове организации для дачи пояснений по уплате НДС, а также об учете доходов от оказания услуг по выпуску сертификатов ключей проверки электронных подписей в целях страховых взносов.
Ответ:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 4 мая 2022 г. № ЕА-4-15/5416@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письма от 07.12.2021 и от 12.01.2022 в отношении обращений ООО и АО, сообщает следующее.
В отношении обращения ООО.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 04.11.2004 № 324-О указано, что по своей экономико-правовой природе НДС является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг.
Обусловленная природой НДС стадийность взимания данного налога в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) предполагает, что использование права на вычет налога покупателем предопределяется непрерывным предъявлением налога по мере движения товаров (работ, услуг) от одного хозяйствующего субъекта к другому (п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс)) и принятием в связи с этим каждым из участников оборота обязанности по уплате в бюджет предъявляемых сумм налога (п. 1 ст. 173 Кодекса). Соответственно, отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате НДС в бюджет в денежной форме.
ООО 25.10.2019 представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по НДС за III квартал 2019 года. В книге покупок отражены счета-фактуры от контрагента, деятельность которого прекращена 27.09.2019 в связи со смертью. Учитывая данные обстоятельства налоговая декларация по НДС за III квартал 2019 ИП не представлена, налог в бюджет не уплачен.
Межрайонная ИФНС России по области пригласила ООО в налоговый орган для рассмотрения вопроса по установленным в рамках мероприятий налогового контроля расхождениям.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Процедуры, проводимые налоговым органом в пределах своей компетенции в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению законодательства о налогах и сборах, не противоречат Кодексу (письмо Минфина России от 12.11.2019 № 03-02-08/87183).
В отношении обращений АО по вопросу правомерности исчисления указанным лицом страховых взносов с применением пониженного тарифа сообщается следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 427 Кодекса для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных (далее — ИТ-организации), применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Пунктом 5 статьи 427 Кодекса для ИТ-организаций установлены условия применения пониженных тарифов страховых взносов, в частности, доля доходов от осуществления деятельности в сфере информационных технологий должна составлять не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации.
Исходя из положений пункта 5 статьи 427 Кодекса организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, в доле доходов для применения пониженных тарифов страховых взносов учитывает:
— доходы от реализации программного обеспечения собственной разработки;
— доходы от предоставления прав использования программного обеспечения собственной разработки по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программному обеспечению собственной разработки, включая обновления к нему и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (за исключением прав, состоящих в получении возможности:
распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации;
размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки);
— доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программного обеспечения, в том числе программного обеспечения организаций-партнеров;
— доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению того программного обеспечения, разработку или адаптацию, или модификацию которого она осуществляла.
Согласно статье 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» сертификат ключа проверки электронной подписи — это электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи.
В силу пункта 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ — это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Исходя из вышеуказанных положений сертификат ключа проверки электронной подписи — это документ (в электронном виде или на бумажном носителе), позволяющий идентифицировать владельца сертификата проверки электронной подписи, в связи с чем не подпадает под понятие «программа для ЭВМ», предусмотренное статьей 1261 ГК РФ, то есть не является совокупностью данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств.
Таким образом, доходы от оказания услуг по выпуску сертификатов ключей проверки электронных подписей не могут учитываться ИТ-организацией в доле доходов для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ
04.05.2022