Вопрос: О земельном налоге и налоге на имущество физлиц в отношении земельных участков и недвижимого имущества, принадлежащих иностранному гражданину.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 31 августа 2016 г. N БС-3-11/4014@
Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение и по вопросу администрирования земельного налога и налога на имущество физических лиц сообщает следующее.
В настоящее время на территории Российской Федерации взимаются федеральные, региональные и местные налоги.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами и зачисляются в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.
Земельный налог регулируется главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
В соответствии со статьей 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налог на имущество физических лиц с 01.01.2015 регулируется главой 32 Кодекса.
В соответствии со статьей 400 Кодекса налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса для целей налогового законодательства под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства нет ограничений для владения недвижимостью, относящейся к объектам налогообложения по статьям 389, 401 Кодекса, что влечет обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Одновременно ФНС России по вопросу постановки на учет иностранного гражданина по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества для возможности исполнения собственником обязанности по уплате имущественных налогов сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса.
Согласно пункту 7 Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, утвержденных приказом Минфина России от 21.10.2010 N 129н (далее — Особенности учета), постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.
В случае отсутствия у иностранного гражданина места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации уведомление о постановке на учет по форме N 2-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@, выдается (направляется заказным письмом) иностранному гражданину по его письменному заявлению, составленному в произвольной форме.
В соответствии с пунктом 9 Особенностей учета предусмотрена также постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения наследственного имущества иностранного гражданина, в отношении которого получены сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество и не состоящего на учете в этом налоговом органе, на основании сведений, сообщенных органами (организациями, должностными лицами), указанными в пункте 6 статьи 85 Кодекса.
При этом в случае отсутствия у иностранного гражданина места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации уведомление по форме N 2-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@, выдается (направляется заказным письмом) иностранному гражданину по его письменному заявлению, составленному в произвольной форме.
В связи с отсутствием в обращении информации об иностранном гражданине невозможно определить наличие постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения наследственного имущества иностранного гражданина (принадлежащего ему недвижимого имущества), используя соответствующие информационные ресурсы ФНС России.
Учитывая изложенное, для рассмотрения обращения по существу необходимо представление конкретных сведений об иностранном гражданине, а также о принадлежащем ему недвижимом имуществе.
Дополнительно ФНС России сообщает, что согласно пункту 1 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично или через законного или уполномоченного представителя.
В соответствии с положениями статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
При этом уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
31.08.2016
——————————————————————