Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО ФНС РФ от 31.07.2019 № БА-4-17/15134@

Вопрос: Об открытии и использовании филиалами юрлиц — резидентов РФ счетов в банках за пределами РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 31 июля 2019 г. N БА-4-17/15134@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение АО от 21.06.2019, сообщает следующее.
Согласно подпункту «г» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) резидентами признаются находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства, которое не является самостоятельным юридическим лицом.
Абзацем 1 части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Частями 4 — 5.1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ для резидентов установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады), открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Важно отметить, что статья 12 Закона N 173-ФЗ, регламентирующая порядок открытия и использования резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, распространяется на всех резидентов, перечисленных в пункте 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, т.е. без разделения их на юридические лица и их филиалы.
Таким образом, режим использования резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации в равной степени распространяется как на российские юридические лица, так и на созданные ими филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частями 7 и 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ Правительство Российской Федерации утвердило Правила представления юридическими лицами — резидентами и индивидуальными предпринимателями — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации , пунктом 3 которых обязанность по представлению отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами юридических лиц — резидентов, возложена на юридических лиц — резидентов.
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 «Об утверждении правил представления юридическими лицами — резидентами и индивидуальными предпринимателями — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

Данные положения законодательства свидетельствуют, что деятельность филиалов юридических лиц — резидентов, связанную с проведением валютных операций по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации, нельзя рассматривать как деятельность, на которую не распространяются требования статей 12 и 14 Закона N 173-ФЗ. В противном случае Законом N 173-ФЗ должны были быть предусмотрены отдельные положения, регламентирующие деятельность филиалов юридических лиц — резидентов, осуществляющих деятельность за пределами территории Российской Федерации.
Положения пункта 16 части 1 статьи 9 и абзаца 6 части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, на которые ссылается в своем обращении АО, не опровергают данное заключение, а наоборот, его подтверждают, поскольку относятся к расчетам между резидентами, являющимися транспортными организациями и их филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, все вышесказанное опровергает довод АО в его обращении о том, что «российское валютное законодательство наделяет иностранные филиалы специальной правоспособностью, обособляя такие филиалы от иных участников внешнеэкономической деятельности».
Более того, в постановлениях налогового органа о назначении административного наказания, вынесенных в отношении АО, организация привлекается к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) по фактам проведения незаконных валютных операций через счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации), т.е. за нарушение требований статьи 12 Закона N 173-ФЗ, регламентирующей порядок открытия и использования резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что позиция ФНС России о распространении положений статей 12 и 14 Закона N 173-ФЗ на филиалы юридических лиц — резидентов подтверждается выводами, указанными в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 N 15АП-8347/2018 по делу N А53-5243/2018 в отношении ООО и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 828-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями частей 4 и 5 статьи 12 и части 2 статьи 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Н.БАТУРКИН
31.07.2019

——————————————————————