Письмо Федеральной налоговой службы
от 30 сентября 2022 г.
№ ШЮ-3-13/10632@ О разъяснении порядка применения пункта 12 Указа Президента РФ от 5 марта 2022 г. № 95
Федеральная налоговая служба, рассмотрев Интернет-обращение (далее — Обращение) о разъяснении порядка применения пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 951, сообщает следующее.
Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 право давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95, а также указов Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации», имеющих обязательную силу на всей территории Российской Федерации, предоставлено Центральному банку Российской Федерации.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.
- По вопросу определения статуса лица как находящегося под контролем российских лиц для целей применения пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 (вопрос 2 Обращения).
Согласно пункту 1.1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 № 2-ОР2 в целях применения пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 813, а также пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95, лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ).
При этом статья 5 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ содержит признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем контролирующего лица без каких-либо отсылок к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах о контролируемых иностранных компаниях.
Следовательно, по мнению ФНС России, само по себе выполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах о контролируемых иностранных компаниях (глава 3.4 Налогового кодекса Российской Федерации), не означает автоматического выполнения критериев, указанных в Федеральном законе от 29.04.2008 № 57-ФЗ.
- По вопросу надлежащего раскрытия информации о контроле в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 (вопрос 1 Обращения) путем представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях.
Из Обращения следует, что двумя российскими лицами представлены уведомления о контролируемых иностранных компаниях, поскольку данные лица признаются контролирующими лицами иностранной организации на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, данными лицами выполнена обязанность по уведомлению налогового органа о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
C учетом информации, размещенной на сайте Банка России по адресу https://www.cbr.ru/explan/app_decrees_president_aimed_ensuring_financial_stability/, выполнение указанной обязанности является надлежащим раскрытием информации о контроле в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Ю.В. Шепелева
_________________________________
- Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».
- Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 № 2-ОР «О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».
- Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».