ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 августа 2023 г. № БВ-4-7/10590
ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ
УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ (МИРОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ)
Федеральная налоговая служба (далее — Служба) в целях своевременного и эффективного согласования проектов соглашений об урегулировании споров (мировых соглашений), а также надлежащего исполнения пункта 5 приказа ФНС России от 14.10.2016 № ММВ-7-18/560@ «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах» разъясняет основные принципы заключения соглашений об урегулировании споров (мировых соглашений) налоговыми органами в спорах по обжалованию ненормативных правовых актов (о взыскании сумм налогов, сборов, доначисленных на основании мероприятий налогового контроля).
1. Основы применения института соглашений об урегулировании споров налоговыми органами.
Согласно части 1 статьи 190 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами путем использования примирительных процедур по правилам, установленным главой 15 АПК РФ.
Соглашения об урегулировании споров могут заключаться как по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, так и по спорам о взыскании недоимки, доначисленной по результатам налоговой проверки, так как в основе таких споров имеет место имущественное требование к налогоплательщику об уплате налогов.
В части 3 статьи 190 АПК РФ закреплено, что результатами примирения сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут быть, в частности:
1) признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела;
2) соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица;
3) частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей;
4) мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом отнесено заключение мировых соглашений.
Таким образом, налоговые органы в рамках экономических споров могут заключать соглашения об урегулировании споров на основании и в порядке, предусмотренном главой 15 АПК РФ, с учетом ограничений, поименованных в статье 190 АПК РФ.
В положениях Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) отсутствует понятие мирового соглашения и используются термины «переговоры» и «соглашение о примирении сторон» (статьи 137 — 137.7 КАС РФ), которое утверждается судом, если оно не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц.
Таким образом, для споров по обжалованию ненормативных правовых актов (о взыскании сумм налогов, сборов, доначисленных на основании мероприятий налогового контроля), рассматриваемых в судах общей юрисдикции, примирительными процедурами будут являться процедуры, поименованные в статье 137.3 КАС РФ.
Практика побуждения налогоплательщика обратиться к согласительной процедуре в ходе судебного процесса, в рамках которой налогоплательщик отказывается от требований по обжалованию ненормативного правового акта в полном объеме или в части (в случаях необходимости определения действительных налоговых обязательств) показала целесообразность ее применения.
При использовании примирительных процедур обеспечивается заключение соглашения об урегулировании спора и исполнение налоговых обязательств в полном объеме. Такой подход способствует нахождению сторонами взаимоприемлемого результата урегулирования спора либо (при его недостижении) сближению позиций сторон по спорам, где одной из сторон является налоговый орган.
Условия соглашения об урегулировании спора (мирового соглашения) в любом случае должны обеспечивать исполнение налоговым органом его обязанностей и не могут противоречить действующему законодательству о налогах и сборах.
В силу части 1 статьи 140 АПК РФ мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности.
В пункте 10.1 регламента ФНС России, утвержденного Приказом ФНС от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53@, закреплена возможность заключения мировых соглашений руководителем Службы без каких-либо ограничений, а также соответствующая передача этих полномочий на основании доверенности сотрудникам территориальных налоговых органов.
2. Обстоятельства, исключающие возможность мирного урегулирования спора.
Предметом соглашения не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом. Например, предметом такого соглашения не могут выступать вопросы о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пеней, об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям (пункты 26, 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе» (далее — Постановление № 50).
Не могут быть заключены соглашения об урегулировании споров (мировые соглашения) по делам об оспаривании нормативных актов и делам об административных правонарушениях (часть 12 статьи 213 КАС РФ, подпункт 4 части 3 статьи 190 АПК РФ, отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях возможности примирения лица, привлекаемого к административной ответственности, и административного органа).
Несоответствие условий соглашения об урегулировании спора законодательству о налогах и сборах является безусловным основанием для его отмены (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2019 № 305-ЭС18-25601 по делу № А40-150430/2014).