ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 июля 2023 г. № 08-05/0690@
О ВОПРОСАХ,
ПОСТУПИВШИХ НА ГОРЯЧУЮ ЛИНИЮ ПП «ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ»
ВО 2 КВАРТАЛЕ 2023 ГОДА
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по камеральному контролю с целью правильного применения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров во исполнение письма ФНС России от 27.05.2022 № ЕА-4-15/6495@, сообщает следующее.
По вопросу незаполнения или некорректного заполнения стоимости и количества по РНПТ, отражаемых построчно по счету-фактуре в НД по НДС.
В соответствии с п. 13 п.п. з) Положения о национальной системе прослеживаемости (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108, далее — Положение) участники оборота товаров обязаны обеспечить правильность указания реквизитов прослеживаемости в документах при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Искажение или неотражение реквизитов прослеживаемости товаров, сопровождается выявлением в автоматическом режиме рисков, расхождений и противоречий, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, незаполнение или некорректное заполнение стоимости и количества товаров по РНПТ, отражаемых построчно в счете-фактуре в налоговой декларации по НДС (далее — НД по НДС), формируют следующие несоответствия:
противоречие 103 «Данные количества у участников сделки не совпадают»;
противоречие 104 «Данные стоимости у участников сделки не совпадают».
Учитывая вышеизложенное, организации и индивидуальные предприниматели обязаны контролировать правильность заполнения данных в документах при направлении в адрес контрагентов и налоговых органов.
По вопросу отнесения товаров к прослеживаемым при ввозе и обороте в свободных экономических зонах.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ, особая экономическая зона (далее — ОЭЗ) — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Так, например, Калининградская область является ОЭЗ. При ввозе прослеживаемого товара на территорию Калининградской области, и помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товар не подлежит прослеживаемости, до тех пор, пока собственник прослеживаемого товара не примет решение реализовать товар за пределы особой экономической зоны и товар не перейдет под действие таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.
В связи с тем, что на территории России действуют свободные экономические зоны, при отнесении товаров к прослеживаемым, налогоплательщикам необходимо учитывать п.п. а) — в) п. 6 Положения.
По вопросу возможности использования обезличенной квалифицированной электронной подписи для представления отчетности по прослеживаемости.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ внесены изменения в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Так, в частности, было «снято» ограничение на применение квалифицированной электронной подписи, в сертификате которой не указывается в качестве владельца такого сертификата физическое лицо, действующее от имени юридического лица (далее — «обезличенная» квалифицированная электронная подпись юридического лица), для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе исключительно при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций.
Из указанного следует, что «обезличенные» квалифицированные электронные подписи юридического лица могут применяться в случаях, когда проверка такой подписи и создание такой подписи осуществляются автоматически, то есть без участия человека, например, в случаях, когда взаимодействие юридических лиц происходит с использованием информационных систем.
Дополнительно сообщается, что в соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 17 части 14 статьи 1 Федерального закона № 476-ФЗ применение «обезличенной» квалифицированной электронной подписи юридического лица допускается в правоотношениях юридических лиц, которые осуществляют функции оператора соответствующей информационной системы.
При этом для взаимодействия вышеуказанным способом требуется распорядительный акт юридического лица, в котором определяется физическое лицо, ответственное за взаимодействие с использованием «обезличенной» квалифицированной электронной подписи юридического лица.
В случае отсутствия такого распорядительного акта ответственность за взаимодействие возложена на руководителя юридического лица.
В случае, когда правоотношения требуют участия должностного лица, то использование «обезличенной» квалифицированной электронной подписи юридического лица не допускается.
Порядок заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (Приложение № 8 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@), предусматривает указание признака «1» (подписание руководителем организации) или «2» (подписание уполномоченным представителем участника оборота товаров).
То есть, в соответствии с вышеуказанным форматом, отчетность по прослеживаемости подписывается должностными лицами, следовательно, применение «обезличенной» квалифицированной электронной подписи при представлении отчетности по прослеживаемости не допускается.
По вопросу представления корректировочной отчетности по реорганизованным участникам оборота товаров.
Пунктом 31 Положения предусмотрено, что при обнаружении участником оборота товаров в представленном им уведомлении об остатках товаров факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок участник оборота товаров обязан внести в него необходимые изменения и представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, корректировочное уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, не позднее следующего рабочего дня с даты обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок.
Если организация ошибочно направила уведомление об остатках, необходимо сформировать корректировочное уведомление с указанием нулевого количества товара (письмо ФНС России от 09.07.2021 № ЕА-4-15/9627@). Направить корректировочное уведомление об остатках товара необходимо не позднее следующего рабочего дня с даты обнаружения неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, указанных в письме ФНС России от 08.07.2022 № 08-05/0727@. Кроме того, в уведомлении в соответствующих полях указывается дата и номер первичного документа, а также порядковый номер документа (пункт 1 Порядка заполнения уведомления, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@).
Кроме того, формой уведомления об остатках товара предусмотрено, представление корректировочного уведомления правопреемником (Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@).
Также, в случае некорректного указания количества товара в уведомлении об остатках, информацию можно исправить посредством представления отчета об операциях товара.
Пунктом 32 Положения предусмотрено представление участниками оборота товаров отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, совершенных в отчетном периоде, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, только при наличии в отчетном периоде (квартал) операций с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В соответствии с письмом ФНС России от 14.10.2022 № ЕА-4-15/13823@, в случае реорганизации в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, таким образом, в Отчете организация-правопреемник в графе 3 указывается код вида операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, «14» («получение товара, подлежащего прослеживаемости, не связанное с реализацией или получением на безвозмездной основе»), а в графе 4 Отчета отражается код вида сопроводительного документа «5» — иной первичный учетный документ, передаточный акт, разделительный баланс, соглашение о разделе имущества, в графах 5 и 6 номер и дата первичного документа, составленного при получении имущества при реорганизации.
Кроме того, правопреемнику необходимо представить Отчет за последний отчетный квартал, за реорганизованную организацию в качестве правопреемника, где в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)» в строке «5» указывается код «215» («по месту постановки на учет правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком») либо код «216» («По месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика»), в графе 3 отражается код вида операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, «13» («передача товара, подлежащего прослеживаемости, не связанная с реализацией или передачей на безвозмездной основе»), в графе 4 Отчета отражается код вида сопроводительного документа «5» — иной первичный учетный документ, передаточный акт, разделительный баланс, соглашение о разделе имущества, в графах 5 и 6 номер и дата первичного документа, составленного при передаче имущества при реорганизации.
Таким образом, организация-правопреемник представляет в налоговый орган два Отчета: за себя и за реорганизованную организацию.
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
К.Р.АБГАРЯН