МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 декабря 2016 г. N БС-4-21/23301@
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ МАШИНО-МЕСТ
В связи с обращениями налогоплательщиков и территориальных органов ФНС России по вопросам, касающимся налогообложения машино-мест, в целях расчета налога на имущество физических лиц (далее — налог) рекомендуем учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента, в том числе в отношении машино-мест. При этом налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Необходимо понимать, что понятие «машино-место» — как предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке, — впервые определено в Федеральном законе от 03.07.2016 N 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 4, вступающая в силу с 01.01.2017).
———————————
Далее — Закон N 315-ФЗ.
Одновременно с 01.01.2017 в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесены изменения, согласно которым машино-место признано отдельным видом недвижимости (пункт 1 части 4 статьи 8).
Соответствующие изменения планируется учесть в проекте приказа ФНС России «Об утверждении формы, формата предоставления сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимости, а также порядка заполнения формы» (в настоящее время проходит согласование).
Вместе с тем действующий приказ ФНС России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@ предусматривает возможность «выгрузки» из органов Росреестра сведений о зданиях или сооружениях с наименованием «машино-место» либо о помещениях нежилого назначения без указания на наименование «машино-место». При этом в ряде случаев в составе сведений об адресе или описании места нахождения объекта могут содержатся указания на признаки машино-места (записи типа «м/м», «м.-место», «бокс», «паркинг», «помещение-гараж» и т.п.).
В соответствии со статьей 6 Закона N 315-ФЗ (вступает в силу с 01.01.2017) объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу Закона N 315-ФЗ, признается машино-местом. Не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений, внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости с характеристиками машино-места. Полученные до дня вступления в силу Закона N 315-ФЗ документы, которые удостоверяют право собственности на объекты недвижимого имущества и в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления.
———————————
Далее — ЕГРН.
Таким образом, до начала реализации Закона N 315-ФЗ при поступлении в налоговый орган обращений, касающихся налоговых уведомлений с расчетом налога, не учитывающим (по мнению заявителя) назначение объекта недвижимости в качестве машино-места (в том числе при одновременном представлении налогоплательщиком копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, в котором указано индивидуальное наименование объекта недвижимости — «машино-место»), налоговому органу необходимо в каждом случае:
1) направить в порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 85 Кодекса, в уполномоченный орган (учреждение) Росреестра запросы о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 01.01.2017 — ЕГРН) в части содержания сведений о виде, назначении, индивидуальном наименовании, адресе (местоположении), принадлежности соответствующего объекта (на налоговый период, за который сформировано налоговое обязательство);
2) исходя из полученных сведений принять решение о наличии/отсутствии предусмотренных Кодексом оснований для перерасчета налога, в том числе применения налоговых ставок и налоговых льгот, предусмотренных Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) для расчета налога за объекты типа «машино-место»;
3) информировать заявителя о результатах рассмотрения обращения.
Если при получении уточняющих сведений из органов Росреестра указанная заявителем информация не подтверждает возможность отнесения объекта к машино-местам, рекомендуется разъяснять, что в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N 315-ФЗ с 01.01.2017 правообладатель объекта недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до 01.01.2017, вправе подать в орган, осуществляющий ведение ЕГРН, заявление об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Закона N 315-ФЗ), форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН.
Настоящие разъяснения необходимо довести до сотрудников, осуществляющих администрирование налога и рассмотрение обращений налогоплательщиков — физических лиц по вышеперечисленным вопросам.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
——————————————————————