МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 5 сентября 2018 г. N ГД-4-19/17213@
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ПРИЕМА В ПЕРИОД ПИКОВЫХ НАГРУЗОК
Федеральная налоговая служба в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков и организации личного приема в территориальных налоговых органах (далее — ТНО) направляет рекомендации по организации личного приема в период проведения кампании по уплате имущественных налогов физических лиц.
ФНС России поручает руководителям (и.о. руководителей) УФНС России по субъектам Российской Федерации:
1) довести указанную информацию до подведомственных налоговых органов;
2) взять под личный контроль качество организации личного приема налогоплательщиков в период проведения кампании по уплате имущественных налогов физических лиц.
Одновременно ФНС России обращает внимание на необходимость соблюдения рекомендаций по осуществлению функций администратора зала, доведенных письмом ФНС России от 14.03.2014 N ММВ-20-6/26@.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО
Приложение 1
I. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ПРИЕМА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В ПЕРИОД
ПРОВЕДЕНИЯ КАМПАНИИ ПО УПЛАТЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Приоритетной задачей налоговых органов на период проведения кампании по уплате имущественных налогов физическими лицами является качественное предоставление государственных услуг и отсутствие очередей в территориальных налоговых органах (далее — ТНО).
В связи с ожидаемым увеличением количества налогоплательщиков, обращающихся лично в ТНО, необходимо:
1. Предусмотреть во всех помещениях для приема налогоплательщиков работу компьютеров общего пользования с доступом к доработанному сервису «Обратиться в ФНС России» (далее — Сервис) (данный сервис доступен также через внутренний Интранет-портал ФНС России).
2. Установить в помещениях для приема налогоплательщиков дополнительные компьютеры общего пользования для осуществления возможности направления налогоплательщиками формализованных обращений.
При возможности предусмотреть отдельное помещение, оснащенное компьютерами с доступом к доработанному Сервису.
3. Увеличить, при необходимости, количество администраторов операционных залов, одновременно осуществляющих прием налогоплательщиков. Минимальное количество администраторов зала — не менее 2-х сотрудников.
В случае если среднее количество налогоплательщиков, обращающихся в ТНО более 500 человек в день, предусмотреть не менее 3-х сотрудников, осуществляющих функции администратора зала.
При необходимости также рекомендуется увеличить количество администраторов зала в ТОРМах.
3.1. Один из администраторов зала перераспределяет в течение дня количество налогоплательщиков, а также осуществляет информирование налогоплательщиков по вопросам общего характера.
В случае, если в процессе информирования налогоплательщику необходимо сформировать запрос, администратор зала предлагает ему воспользоваться доработанным Сервисом.
3.2. Второй из администраторов зала должен оказывать информационную поддержку налогоплательщикам при заполнении формализованных запросов через Сервис.
3.3 Другие сотрудники, исполняющие функции администратора зала, осуществляют распределение потоков налогоплательщиков и устное информирование налогоплательщиков или групп налогоплательщиков.
В случае организации отдельного помещения, оснащенного компьютерами с доступом к доработанному Сервису, один из администраторов зала осуществляет информационную поддержку налогоплательщикам в данном помещении.
4. Необходимо предусмотреть в качестве администратора операционного зала, помимо сотрудников отделов организации работы с налогоплательщиками (далее — ОРН) также сотрудников отделов, осуществляющих администрирование имущественных налогов.
Обеспечить возможность печати налоговых уведомлений налогоплательщикам (при наличии у них документов, удостоверяющих личность), во всех окнах операционного зала.
5. В целях сокращения времени ожидания в очереди в периоды пиковых нагрузок сотрудником, выполняющим функции администратора зала, осуществляется работа по устному информированию налогоплательщиков или групп налогоплательщиков (со схожей проблемой), обратившихся в налоговый орган за разъяснениями, которые не требуют детального рассмотрения в окне приема (например, администратор зала устно информирует налогоплательщиков, которым необходима «простая консультация» по вопросам налогового уведомления, без необходимости записи в окна приема).
В случае наличия отдельных помещений (актовых залов, учебных классов, кабинетов для проведения совещаний), расположенных в непосредственной близости к операционному залу, рекомендуется информирование указанных групп налогоплательщиков осуществлять в таких помещениях.
Типовой сценарий по «жизненным ситуациям» — сценарий решения конкретных проблемных ситуаций, возникающих у налогоплательщиков, а также информационные кейсы — типовые разъяснения/решения проблемных ситуаций представлены в Приложении 2.
6. Администраторам зала необходимо организовать оперативный и массовый прием от налогоплательщиков, ожидающих в очереди, документов, которые не требуют детального рассмотрения и обсуждения (например, заявлений на льготу и т.д.).
7. В случае поступления вопросов налогоплательщиков, информация по которым не может быть представлена специалистами ОРН, необходимо организовать привлечение в операционный зал сотрудников других структурных подразделений, в чью компетенцию входит вопрос, для предоставления налогоплательщикам запрашиваемой информации, без необходимости записи в очередь к нужному специалисту.
8. Необходимо обеспечить информирование о возможностях и преимуществах подключения к Интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» всеми сотрудниками операционного зала ТНО и, соответственно, обеспечить указанным сотрудникам возможность подключения налогоплательщиков к указанному сервису.
9. В случае невозможности решить проблему устно по следующим «жизненным ситуациям»:
— некорректные персональные данные;
— не доставлено налоговое уведомление;
— вопросы начисления налогов в налоговом уведомлении;
— оплата налогов;
— льготы по налогам
сотрудник с целью сокращения количества неформализованных запросов предлагает налогоплательщику направить формализованный запрос через доработанный интерфейс Сервиса.
Указанный сервис доступен, в том числе, из внутренней сети ФНС России (Интранет-портал ФНС России) по адресу: http://portal.tax.nalog.ru/obr_fts/.
В случае получения согласия налогоплательщика, сотрудник, осуществляющий прием и обслуживание налогоплательщика, заходит в Сервис, выбирает необходимую «жизненную ситуацию» налогоплательщика для составления формализованного запроса и заполняет необходимые поля формы.
10. В целях недопущения конфликтных ситуаций со стороны налогоплательщиков в период проведения кампании по уплате имущественных налогов физических лиц недопустимо наличие пустых окон в операционном зале либо наличие в них сотрудников, занимающихся иной работой, кроме приема налогоплательщиков и документов.
11. В период проведения кампании по имущественным налогам принять меры по недопущению расхождения информации о количестве налогоплательщиков, ожидающих приема, указанной на талонах, выданной СУО, с действительным положением, создание «живых» очередей, несмотря на наличие СУО.
Приложение 2
II. ТИПОВОЙ СЦЕНАРИЙ
ПО «ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ», ИНФОРМАЦИОННЫЕ КЕЙСЫ
ДЛЯ АДМИНИСТРАТОРА ОПЕРАЦИОННОГО ЗАЛА ПО «ЖИЗНЕННЫМ
СИТУАЦИЯМ» ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ НАЛОГАМ
В случае наличия очереди в зале по приему и обслуживанию налогоплательщиков администратору зала необходимо сократить количество ожидающих в очереди. Администратор зала выясняет причину обращения (вопрос, с которым налогоплательщик пришел в налоговую инспекцию).
1. Сумма налога значительно выросла
Действия администратора:
1. Разъяснить необходимую информацию в соответствии с информационным кейсом.
Информационный кейс:
Расчет имущественных налогов физлиц проводится налоговыми органами исходя из налоговых ставок, налоговых льгот и налоговой базы, определяемых на региональном и муниципальном уровне.
Существуют общие основания для изменения налоговой нагрузки:
1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
2) для налогообложения недвижимости — изменение кадастровой стоимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки или изменением характеристик объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
3) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещенному на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для конкретного периода;
4) для налога на имущество физлиц — рост коэффициента к налоговому периоду. Согласно ст. 408 Налогового кодекса РФ, в субъектах РФ, в которых применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, для объектов, не являющихся административно-деловой и торговой недвижимостью, расчет налога проводится с учетом коэффициента: 0,2 — в первый период применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы; 0,4 — во второй период; 0,6 — в третий период. В субъектах РФ, в которых не применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора. Значения коэффициента-дефлятора определяются Минэкономразвития России: на 2016 год — 1,329, на 2017 год — 1,425;
5) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).
2. В случае необходимости предлагает направить обращение, в том числе на компьютере общего доступа с помощью доработанного Интернет-сервиса «Обратиться в ФНС России» (далее — Сервис).
2. Владельцу такой же доли (такого же объекта) налог начислен меньше
Действия администратора:
1. Разъяснить необходимую информацию в соответствии с информационным кейсом.
Информационный кейс:
Расчет имущественных налогов физлиц осуществляется налоговыми органами на основании информации, представляемой в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ органами Росреестра, ГИБДД, гостехнадзора, подразделениями Росморречфлота, центрами ГИМС МЧС России, Росавиации, сведений нотариусов, органов МВД России, органов ЗАГС и т.д.
Кроме того, разница в расчетах налога может быть связана с возникновением (прекращением) права на налоговую льготу у владельца налогооблагаемого имущества, наличием переплаты по налоговым платежам и иными основаниями.
2. В случае необходимости предлагает направить обращение, в том числе на компьютере общего доступа с помощью Сервиса
3. Налог начислен за периоды, за которые я уже платил
Действия администратора:
1. Разъяснить необходимую информацию в соответствии с информационным кейсом.
Информационный кейс:
Для уточнения ситуации целесообразно написать обращение (заявление) для проверки правильности формирования налогового обязательства и получением разъяснений. Обращение можно направить из «Личного кабинета налогоплательщика», а также воспользовавшись сервисом «Обратиться в ФНС России» на сайте ФНС России. Также при необходимости будет проведена сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом. Желательно приложить документы, подтверждающие уплату налога.
2. В случае необходимости предлагает направить обращение, в том числе на компьютере общего доступа с помощью Сервиса.
4. Налог начислен без учета льготы для индивидуальных предпринимателей
Действия администратора:
1. Разъяснить необходимую информацию в соответствии с информационным кейсом.
Информационный кейс:
Существуют общие основания для расчета налога на имущество физлиц в отношении индивидуальных предпринимателей. Например, применение упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения или единого налога на вмененный доход индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физлиц (только в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, далее — Перечень).
Таким образом, если объект недвижимости предпринимателя включен в Перечень, то предпринимателю направляется налоговое уведомление на уплату налога на имущество физлиц.
Информацию о Перечнях, действующих в субъектах РФ, можно получить на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных определять Перечни.
2. В случае необходимости предлагает направить обращение, в том числе на компьютере общего доступа с помощью Сервиса.
5. Налог начислен без учета льготы (заявление подавали заранее)
Действия администратора:
1. Разъяснить необходимую информацию в соответствии с информационным кейсом.
Информационный кейс:
Для уточнения ситуации целесообразно написать заявление/обращение для проверки наличия заявления о налоговой льготе и отсутствии оснований для отказа в ее предоставлении для конкретного налогового периода. Обращение можно направить из «Личного кабинета налогоплательщика», а также воспользовавшись Сервисом.
6. Как заявить о льготе?
Действия администратора:
1. Разъяснить необходимую информацию в соответствии с информационным кейсом.
Информационный кейс:
Необходимо заполнить заявление о предоставлении налоговой льготы по имущественным налогам (при желании налогоплательщика с приложением документов, подтверждающих право на льготу).
2. Предоставить шаблон заявления на предоставление льготы.
3. Принять заявление у налогоплательщика.
7. Льготу применили не к тому объекту
Действия администратора:
1. Разъяснить необходимую информацию в соответствии с информационным кейсом.
Информационный кейс:
1. Уточнить, было ли представлено заявление о налоговой льготе, уведомление о выбранном земельном участке или объекте имущества, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц.
2. Если заявления были представлены, предложить заполнить обращение для уточнения ситуации и проверки оснований для отказа в предоставлении налоговой льготы для конкретного налогового периода.
Обращение можно направить из «Личного кабинета налогоплательщика», а также воспользовавшись Сервисом.
8. Не применили вычет по земельному налогу на 6 соток
Действия администратора:
1. Разъяснить необходимую информацию в соответствии с информационным кейсом.
Информационный кейс:
Необходимо учитывать, что рассматриваемый налоговый вычет применяется только в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, относящегося ко «льготной» категории лиц, указанных в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ, если иные условия применения данного вычета не установлены муниципальными нормативными правовыми актами по месту нахождения налогооблагаемого земельного участка.
Следует уточнить, представлял ли налогоплательщик заявление о налоговой льготе, уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу.
Для выяснения причин следует написать обращение или направить его из «Личного кабинета налогоплательщика», а также воспользовавшись Сервисом.
9. Мне не применили вычет по налогу на имущество
Действия администратора:
1. Разъяснить необходимую информацию в соответствии с информационным кейсом.
Информационный кейс:
Налоговые вычеты применяются без заявления налогоплательщика на основании имеющейся у налогового органа информации о характеристиках объекта налогообложения.
Для уточнения ситуации целесообразно написать обращение или направить его из «Личного кабинета налогоплательщика», а также воспользовавшись сервисом «Обратиться в ФНС России» на сайте ФНС России.
10. Начислен налог на садовый домик
Действия администратора:
1. Разъяснить необходимую информацию в соответствии с информационным кейсом.
Информационный кейс:
В целях расчета налога на имущество физлиц дом, расположенный на садовом участке (садовый дом), приравнивается к жилым домам. Это значит, что при налогообложении такого дома применяется налоговый вычет в виде необлагаемой налогом 50 кв. м от общей площади такого дома, а также налоговая льгота для категорий физлиц, указанных в ст. 407 Налогового кодекса РФ (пенсионеры, инвалиды, ветераны и т.п.). При этом, по общему правилу, льгота предоставляется только на один дом, принадлежащий налогоплательщику, если иное не предусмотрено муниципальным нормативным правовым актом по месту нахождения такого объекта недвижимости.
——————————————————————