Вопрос: В целях снижения возможных налоговых рисков по вопросу применения законодательства о налогах и сборах, в частности, по применению положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», просим предоставить в письменной форме информацию и разъяснения по следующим вопросам.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности.
В соответствии с п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты.
Согласно Письму Минфина России от 09.06.2022 N 30-01-15/54926 при непосредственном взаимодействии с покупателем (клиентом) при осуществлении расчета обязанность по предоставлению кассового чека может быть исполнена без выдачи кассового чека на бумажном носителе в случае изъявления покупателем желания получить кассовый чек в электронной форме и предоставления соответствующих данных для его направления.
При этом порядок и форма получения согласия у покупателя (клиента) для направления кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме Федеральным законом N 54-ФЗ не предусмотрены. Законодательство РФ не содержит запретов по предложению покупателю получить кассовый чек в электронной форме и запросу у покупателя данных для его направления.
Бумажные чеки имеют ряд недостатков, например, их сложно хранить для потенциального возврата товара, так как они быстро выцветают. Многие страны также постепенно отказываются от бумажной версии чека в пользу электронной, так как это дешевле. Кроме того, электронные чеки экологичнее, так как их бумажные аналоги печатаются на термобумаге с использованием специальных химических веществ. Ввиду возникающего дефицита чековой ленты на фоне приостановки поставок сырья, изменения курса валют и нарушений в логистической цепочке, а также в целях возможной минимизации расхода чековой ленты просим предоставить информацию и разъяснения по следующим вопросам.
Допустима ли невыдача бумажного кассового чека покупателю при озвученном им отказе и нежелании покупателя его получать на руки?
Допустимо ли при отказе покупателя от бумажного кассового чека не направлять электронный кассовый чек на абонентский номер либо электронную почту покупателя (например, в связи с отказом покупателя разглашать свои персональные данные) при фактическом отображении электронного кассового чека на сервисах ФНС России «Мои чеки онлайн», «Проверка чека» для возможности получения, хранения и проверки покупателем электронного чека?
Допустимо ли при наличии соответствующего волеизъявления покупателя направление (отображение) электронного чека через личный кабинет покупателя в мобильном приложении продавца после соответствующей процедуры регистрации личного кабинета покупателя в мобильном приложении продавца по номеру телефона (либо адресу электронной почты) покупателя, а выдача бумажного кассового чека — при поступлении соответствующего волеизъявления зарегистрированного пользователя мобильного приложения?
Допустимо ли самостоятельное получение покупателем электронного чека без озвучивания продавцу своих персональных данных (номера телефона, электронного адреса) путем обеспечения продавцом возможности покупателю в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код, который позволит покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности), включающий дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 сентября 2022 г. N ЗГ-3-20/9556@
Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос ООО по вопросам, касающимся порядка выдачи покупателям кассовых чеков на бумажных носителях и в электронной форме лицом, осуществляющим расчет с покупателями и оформление кассовых чеков, установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и в части своей компетенции сообщает следующее.
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) определены правила применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек в электронной форме покупателю на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом N 54-ФЗ.
В случаях, указанных в пункте 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, пользователь обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе без его направления покупателю в электронной форме.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных (далее — ОФД).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, вправе направить покупателю на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек (регистрационный номер ККТ, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети Интернет и по которому такой кассовый чек может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Таким образом, Федеральный закон N 54-ФЗ предусматривает следующий порядок выдачи (направления) покупателю кассового чека лицом, осуществившим расчет с этим покупателем с применением ККТ и оформившим такой кассовый чек (далее — продавец).
При применении продавцом ККТ в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через ОФД, если покупатель до момента осуществления расчета не предоставит продавцу абонентский номер или адрес электронной почты, на который кассовый чек будет направлен продавцом в электронной форме, а также при применении ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через ОФД, продавец обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе. В указанных случаях продавец не вправе не выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе, даже если покупатель сообщит продавцу, что ему не нужен кассовый чек.
При применении продавцом ККТ в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через ОФД, и предоставлении покупателем пользователю до момента осуществления расчета абонентского номера, на который кассовый чек может быть направлен в электронной форме, продавец обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе и одновременно направить этот кассовый чек в электронной форме на абонентский номер, предоставленный покупателем, либо только направить этот кассовый чек в электронной форме на соответствующий абонентский номер и не выдавать покупателю этот кассовый чек на бумажном носителе. В указанном случае продавец, направивший кассовый чек в электронной форме на абонентский номер, предоставленный покупателем, вправе не выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе, если покупатель проинформирует продавца в любой форме о том, что при направлении кассового чека в электронной форме на предоставленный им абонентский номер ему можно не выдавать кассовый чек на бумажном носителе.
Если пользователь имеет техническую возможность передать кассовый чек в электронной форме на адрес электронной почты, предоставленный покупателем до момента осуществления расчета, то продавец вправе исполнить свою обязанность по выдаче кассового чека покупателю путем его направления в электронной форме на адрес электронной почты, предоставленный покупателем.
В случае если пользователь имеет возможность бесплатно предоставить покупателю кассовый чек в электронной форме с использованием информационного ресурса, размещенного в сети Интернет (далее — Информационный ресурс продавца), в том числе в формате личного кабинета покупателя в мобильном приложении продавца, то продавец вправе исполнить обязанность по выдаче кассового чека путем направления на абонентский номер либо адрес электронной почты, предоставленный покупателем, сведений в электронной форме, идентифицирующих такой кассовый чек, включая регистрационный номер ККТ, сумму, дату и время расчета, а также фискальный признак документа и информацию об адресе указанного Информационного ресурса продавца, используя который покупатель сможет самостоятельно и бесплатно получить свой кассовый чек с соответствующими реквизитами. При выдаче покупателю кассового чека с использованием Информационного ресурса продавца пользователь не вправе не передавать указанные сведения, идентифицирующие кассовый чек, на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленный покупателем.
По вопросу о возможности продавца исполнить свою обязанность по выдаче кассового чека покупателю путем отражения QR-кода на дисплее компьютерного устройства пользователя сообщаем следующее.
КонсультантПлюс: примечание.
На момент издания данного документа пункт 5.1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ изложен в новой редакции.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) вправе не выдавать кассовый чек на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек в электронной форме покупателю на абонентский номер либо адрес электронной почты в случае осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении указанных расчетов на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода, который позволяет покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек, структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее — QR-код).
Согласно пункту 5.7 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктом 5.6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, обязанность по выдаче (направлению) покупателю кассового чека, помимо способов, указанных в пункте 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем обеспечения покупателю возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
Таким образом, обязанность продавца по выдаче (направлению) покупателю кассового чека путем обеспечения покупателю возможности считать в момент расчета с дисплея компьютерного устройства пользователя QR-код может быть исполнена продавцом только в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 5.1 и пунктом 5.6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ. В иных случаях обязанность продавца по выдаче (направлению) покупателю кассового чека должна быть исполнена путем выдачи покупателю кассового чека на бумажном носителе либо путем направления на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем до совершения расчета, кассового чека в электронной форме или сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (регистрационный номер ККТ, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети Интернет и по которому такой кассовый чек может быть бесплатно получен покупателем.
Одновременно сообщаем, что ФНС России реализуется пилотный проект «Электрочеки», включающий в себя сервис «Мои чеки онлайн» (далее — Сервис «Мои чеки онлайн»), позволяющий покупателю просматривать и копировать свои кассовые чеки, сведения о которых он проверял с использованием своего мобильного телефона и указанного сервиса, а также кассовые чеки, которые были переданы пользователями в налоговые органы в электронной форме через ОФД и содержали абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленный покупателем.
В настоящее время ФНС России готовит предложения по внесению дополнений в Федеральный закон N 54-ФЗ, согласно которым пользователь, применяющий ККТ в режиме передачи фискальных документов в налоговые органы в электронном виде через ОФД, сможет не направлять кассовый чек в электронной форме, содержащий сведения об абонентском номере или адресе электронной почты, предоставленном покупателем до осуществления расчета, на указанный абонентский номер или адрес электронной почты, а также не выдавать покупателю кассовый чек на бумажном носителе, если покупатель сообщит пользователю о том, что ему не требуется выдавать такой кассовый чек на бумажном носителе.
До вступления в силу предлагаемых изменений в Федеральном законе N 54-ФЗ пользователь обязан соблюдать правила выдачи (направления) покупателю кассового чека, установленные Федеральным законом N 54-ФЗ, даже в том случае, если покупатель сообщит продавцу, что для получения своих кассовых чеков он использует Сервис «Мои чеки онлайн».
Начальник Управления
оперативного контроля
В.Г.МАЛЬЦЕВ
02.09.2022
——————————————————————