МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 июня 2016 г. N СА-4-7/9831
О ПРИМЕНЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 01.05.2016 N 130-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Федеральная налоговая служба в связи с подписанием Президентом Российской Федерации Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 130-ФЗ), согласно которому вносятся изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 2 Федеральный закон N 130-ФЗ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, а именно 02.06.2016, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, установленные названным законом.
1. Новая редакция пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусматривает распространение положений статьи 5 Кодекса о действии актов налогового законодательства о налогах и сборах во времени на нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства Российской Федерации.
Кроме того, новой редакцией пункта 5 статьи 5 Кодекса уточнены правила о вступлении в силу нормативных правовых актов об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов) — не ранее чем по истечении двух месяцев со дня официального опубликования.
2. До внесения изменений в положения пункта 2 статьи 11.2 Кодекса для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налогоплательщик — физическое лицо направляло в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика. После получения уведомления налоговым органом направление указанных документов налогоплательщику на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производилось до получения от этого налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика.
Согласно новой редакции пункта 2 статьи 11.2 Кодекса документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам — физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Для получения таких документов на бумажном носителе налогоплательщикам — физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, следует направить в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
3. С 1 июля 2016 года вступает в силу пункт 3 Федерального закона N 130-ФЗ, внесший изменения в редакцию статьи 23 Кодекса.
Так, согласно новой редакции пункта 5.1 статьи 23 Кодекса лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Указанное лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Кроме того, предусмотренная обязанность лица по получению документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.
В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа.
При этом, законодатель отметил, что если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).
Документы, подтверждающие полномочия указанных в пункте 5.1 статьи 23 Кодекса уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.
4. Также с 1 июля 2016 года вступают в силу изменения в статью 76 Кодекса.
В частности, пункт 3 статьи 76 Кодекса дополняется подпунктом 1.1, согласно которому расширен перечень оснований для вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.
Теперь решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в том числе в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота — в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности.
Соответствующие изменения были внесены в пункт 3.1 статьи 76 Кодекса, согласно которым решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые на основании подпункта 1.1 пункта 3 статьи 76 Кодекса отменяются не позднее одного дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, установленной пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса.
5. Пункт 3 статьи 88 Кодекса дополняется абзацем, согласно которому налогоплательщики, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 Кодекса также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Законодатель отмечает, что при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не будут считаться представленными.
За непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений, указанных в пункте 3 статьи 88 Кодекса в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации с 1 января 2017 будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса (пункт 13 статьи 1 Федерального закона N 130-ФЗ).
Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2017 года.
Кроме того, в пункт 6 статьи 88 Кодекса также были внесены изменения, позволяющие налоговому органу при проведении камеральной налоговой проверки требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.
6. Федеральным законом N 130-ФЗ вносятся изменения в пункт 2 статьи 93 Кодекса, согласно которым листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Кроме того, устанавливается возможность представления истребуемых документов, составленных на бумажном носителе, в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов).
7. Изменениями, вносимыми в положения статьи 101 Кодекса предусматривается совершенствование порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления лиц, в отношении которых они проводились, со всеми материалами налогового контроля (включая материалы по результатам таких мероприятий), предоставление права этим лицам представлять в налоговые органы письменные возражения по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля, которые подлежат рассмотрению до принятия решений по результатам налогового контроля.
Так, согласно положениям пункта 1 статьи 101 Кодекса (в редакции Федерального закона N 130-ФЗ) по результатам рассмотрения акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражений по указанному акту руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 статьи 101 Кодекса, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.1 статьи 101 Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 статьи 101 Кодекса.
Пункт 2 статьи 101 Кодекса дополняется абзацем третьим, согласно которому лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 Кодекса и пунктом 6.1 статьи 101 Кодекса. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.
Также статья 101 Кодекса дополнена пунктом 6.1, согласно которому лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части.
При этом необходимо учитывать, что положения пунктов 1, 2 и 6.1 статьи 101 Кодекса в редакции Федерального закона N 130-ФЗ применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после дня вступления в силу вышеуказанного закона.
8. В положения статьи 105.26 Кодекса внесены изменения в части уточнения сроков проведения налогового мониторинга за период, указанный в пункте 4 статьи 105.26 Кодекса и определения организаций для которых выполнение условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса, не является обязательным.
9. Статья 105.27 Кодекса дополнена пунктом 1.1, согласно которому в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга, в отношении которого налоговым органом может быть принято решение в соответствии с пунктом 7 указанной статьи, а также пунктом 7, в соответствии в которым в течение двух периодов, следующих за периодом проведения налогового мониторинга на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4 статьи 105.27 Кодекса, налоговый мониторинг проводится на основании решения налогового органа, принятого в отношении каждого из указанных периодов. Такое решение принимается налоговым органом в случае, если организация до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения налогового мониторинга, не обратилась с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга.
При этом устанавливается, что решение о проведении налогового мониторинга за следующий период направляется организации до начала указанного периода.
10. Также с момента вступления в силу Федерального закона N 130-ФЗ при проведении налогового мониторинга налоговый орган будет вправе не только истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов, но и привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном статьями 95 и 96 Кодекса.
11. Пункт 4 статьи 105.30 Кодекса изложен в новой редакции, в соответствии с которой, запрос о предоставлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов не по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни, а по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.
Кроме того, указанная статья Кодекса дополнена пунктами 4.1 и 4.2, устанавливающими требования к содержанию запроса о предоставлении мотивированного мнения, состав документов, которые могут быть приложены к мотивированному мнению, и особенности принятия и рассмотрения мотивированного мнения с приложенными документами налоговыми органами.
Пункт 6 статьи 105.30 Кодекса дополнен абзацем, устанавливающим обязанность организации уведомлять налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения. При этом к такому уведомлению должны прилагаться документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения.
Пункт 7 статьи 105.30 Кодекса дополнен положениями, согласно которым мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, если указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией, или существенные условия исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также совершения иного факта хозяйственной жизни не соответствуют информации, представленной организацией, либо если на момент исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), совершения иного факта хозяйственной жизни нормы законодательства и нормативно-правовых актов, на основании которых составлено мотивированное мнение, утратили силу (изменены).
В пункте 9 статьи 105.30 Кодекса изменен срок, в который налоговый орган уведомляет организацию о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга — не позднее 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.
12. В пункт 5 статьи 138 Кодекса Федеральным законом N 130-ФЗ введено основание для приостановления исполнения вступившего в силу решения налогового органа, вынесенного в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, в случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.
Таким основанием является заявление лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой и к нему прилагается банковская гарантия.
К указанной банковской гарантии применяются требования, установленные пунктом 5 статьи 74.1 Кодекса, с учетом следующих особенностей:
срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
При этом устанавливается, что решение о приостановлении исполнения или об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения.
Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, требованиям, установленным статьей 138 Кодекса и (или) пунктом 5 статьи 74.1 Кодекса.
Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе, независимо от окончания срока действия банковской гарантии.
Новой редакцией пункта 5 статьи 138 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа срок лицом, подавшим жалобу, исполнение обязанности которого по уплате налога, сбора, пеней, штрафа обеспечено банковской гарантией, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения указанного требования и не ранее дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части подлежащей уплате после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе неуплаченной суммы налога, сбора, пеней, штрафа.
Кроме того, предусмотрена обязанность налогового органа уведомлять банк, выдавший банковскую гарантию, о его освобождении от обязательств по этой гарантии не позднее пяти дней со дня исполнения лицом, подавшим жалобу, обязанности по уплате суммы налога, сбора, пеней, штрафа, которое было обеспечено такой банковской гарантией, либо не позднее пяти дней со дня принятия решения по жалобе, в соответствии с которым у лица, подавшего жалобу, отсутствует обязанность по уплате суммы налога, сбора, пеней, штрафа, обеспеченная такой банковской гарантией.
13. В пункт 1.1 статьи 139 Кодекса Федеральным законом N 130-ФЗ введена обязанность для налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, при получении жалобы принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу.
В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня устранения нарушений с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
14. В статью 139.2 Кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми введена возможность направления жалобы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Кроме того, пункт 2 статьи 139.2 Кодекса дополнен подпунктом 6, согласно которому в жалобе дополнительно указывается способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
15. В пункт 1 статьи 139.3 Кодекса введены дополнительные основания для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. Согласно новой редакции статьи 139.3 Кодекса вышестоящий налоговый орган также вправе оставить жалобу без рассмотрения полностью или в части, если установит, что:
жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.2 Кодекса, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 Кодекса.
16. В статье 140 Кодекса (в редакции Федерального закона N 130-ФЗ) закреплены случаи рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы), документов, подтверждающих доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, представленных в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалов, представленных нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
Такими случаями являются выявление вышестоящим налоговым органом в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение налогового органа, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса:
противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах;
несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа.
Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
Кроме того, положениями Федерального закона N 130-ФЗ предусмотрено, что в случае, если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу Федерального закона N 130-ФЗ, при рассмотрении и принятии решения по такой жалобе (апелляционной жалобе) применяются положения части первой Кодекса без учета изменений, внесенных Федеральным законом N 130-ФЗ.
Довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ