Вопрос: О представлении налоговой и бухгалтерской отчетности в форме электронного документа, подписанного УКЭП, через сайт ФНС России.
Ответ:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30.03.2023 г. № ЕА-2-26/347@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 09.03.2023, сообщает следующее.
Налогоплательщикам (за исключением указанных в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) категорий, а также уполномоченных представителей налогоплательщиков) предоставлена возможность представления налоговой и бухгалтерской отчетности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через интернет-сайт ФНС России согласно приказу ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@ «О проведении пилотного проекта по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет». Указанная возможность реализована как еще один способ представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме и в настоящее время напрямую не регламентирована положениями Кодекса, и, соответственно, решение о ее применении налогоплательщик принимает самостоятельно.
В рамках указанного пилотного проекта налоговые декларации (расчеты) направляются налогоплательщиками без участия операторов электронного документооборота через электронный сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме» (далее — Сервис) на официальном сайте ФНС России.
При этом налогоплательщик самостоятельно устанавливает программные средства для подготовки налоговой отчетности, бесплатно размещаемые на официальном сайте ФНС России, а также требуемые средства криптографической защиты информации и средства электронной подписи.
Перед использованием Сервиса необходимо внимательно ознакомиться с Порядком представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме через интернет-сайт ФНС России и Руководством пользователя по установке программных средств, необходимых для работы с Сервисом.
При наличии действующего (валидного) ключа электронной подписи (далее — ЭП), квалифицированный сертификат которой выдан удостоверяющим центром (далее — УЦ), аккредитованным Минцифры России, либо УЦ ФНС России, УЦ Банка России или УЦ Казначейства России, налогоплательщику необходимо воспользоваться интернет-сервисом самостоятельной регистрации налогоплательщиков в системе сдачи налоговой отчетности «Получение идентификатора абонента», размещенным на сайте ФНС России в разделе «Электронные сервисы» для обеспечения возможности представления налоговой и бухгалтерской отчетности через интернет-сайт ФНС России с использованием ранее полученного ключа ЭП.
После выполнения процедуры регистрации налогоплательщик получает идентификатор абонента для работы с Сервисом.
Также при выпуске нового квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее — КСКПЭП) его нужно регистрировать в системе сдачи отчетности. Чтобы зарегистрировать новый КСКПЭП с уже существующим идентификатором абонента, необходимо войти в «Сервис самостоятельной регистрации налогоплательщиков в системе сдачи налоговой отчетности» с помощью ранее зарегистрированной учетной записи и нажать кнопку «Зарегистрировать сертификат». Выбрать новый КСКПЭП и повторить процедуру регистрации. В результате регистрации идентификатор абонента останется прежним.
Ознакомиться с технологией регистрации налогоплательщиков в системе сдачи отчетности Вы можете в руководстве пользователя по получению кода абонента через «Сервис самостоятельной регистрации налогоплательщиков в системе сдачи налоговой отчетности» на интернет-сайте ФНС России, перейдя по ссылке: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/bo/RP.SSR.v3.0.pdf.
У Вас имеются действующие КСКПЭП индивидуального предпринимателя и юридического лица ООО, выданные Удостоверяющим центром ФНС России (далее — УЦ ФНС России).
При этом в УЦ ФНС России реализована возможность перевыпуска квалифицированного сертификата без личного обращения в налоговый орган посредством использования личного кабинета налогоплательщика (юридического лица и индивидуального предпринимателя).
В «Личном кабинете налогоплательщика — юридического лица» указанный функционал доступен в разделе: «Заявления. Запросы» — «Электронная подпись (КЭП)».
В «Личном кабинете налогоплательщика — индивидуального предпринимателя» указанный функционал доступен на главной странице сервиса в разделе «Услуги. Сервисы» — «Перевыпуск сертификата ЭП».
Следует отметить, что указанный функционал доступен пользователю в случае авторизации в личном кабинете с использованием квалифицированной электронной подписи, при наличии действующего сертификата, выданного УЦ ФНС России.
Федеральная налоговая служба благодарит за неравнодушное отношение к работе налоговых органов и развитию электронного документооборота с налогоплательщиками.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ
30.03.2023