ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПИСЬМО
от 15 марта 2022 г. № 1392/03-16-3
В дополнение к ранее направленному письму от 2 марта 2022 г. № 1176/03-16-3 Федеральная нотариальная палата сообщает следующее.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее — Указ № 81) постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 295 утверждены Правила выдачи
Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации (далее — Правила), а также внесены изменения в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 г. № 510 «О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации».
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р утвержден Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (далее — Перечень).
Согласно Указу № 81 со 2 марта 2022 г. сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаен, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), связанные с введением ограничительных мер в отношении российских граждан и юридических лиц, или с лицами, находящимися под контролем вышеуказанных лиц, могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — Правительственная комиссия) и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций) в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
С учетом положений вышеуказанных нормативных правовых актов нотариусам до удостоверения сделки по отчуждению недвижимого имущества, стороной которой является иностранное лицо, имеющее гражданство или зарегистрированное в государстве, включенном в Перечень, или находящееся под контролем лица, имеющим гражданство или зарегистрированным в государстве, указанном в Перечне, необходимо осуществить проверку факта включения в указанный Перечень страны учреждения/гражданства иностранного лица, а также лиц, контролирующих стороны сделки.
Согласно пункту 3 Правил лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ).
Выдача Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на совершение сделок, иных действий в отношении хозяйственных обществ, на которые распространяются положения Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ, осуществляется путем предварительного согласования таких сделок, иных действий в соответствии с указанным Федеральным законом (пункт 2 Правил).
Информация о разрешении, выданном Правительственной комиссией, может быть зафиксирована нотариусом в тексте договора.
Кроме того, нотариус, занимающийся частой практикой, не обладает возможностью достоверно установить место преимущественного ведения хозяйственной деятельности или место преимущественного извлечения прибыли хозяйствующего субъекта. Представляется, что в этом случае информация о том, что местом преимущественного ведения хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения прибыли хозяйствующего субъекта не являются государства из вышеуказанного перечня, может быть зафиксирована в тексте сделки или протоколе фиксирования информации (пункт 31 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденного приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156).
При этом установленный порядок не распространяется на отношения наследственного правопреемства, осложненные иностранным элементом, в том числе при реализации гражданами права на распоряжение имуществом на случай смерти, а также выдачу согласия или доверенности на осуществление сделок (операций), требующих получения разрешения Правительственной комиссии, поскольку указанные действия не относятся к категории сделок (операций), поименованных в Указе № 81, которые, как следует из подпункта «а» пункта 1 Указа № 81, предполагают участие как минимум двух сторон при заключении договора — резидента и иностранного лица.
Соответственно, разрешение Правительственной комиссии не должно истребоваться нотариусами, занимающимися частной практикой, при удостоверении завещания, оформляемого иностранными лицами недружественных государств и (или) в пользу таких лиц, и при удостоверении согласия супруга/супруги, являющегося иностранным лицом недружественного государства, на совершение сделки по отчуждению находящегося в совместной собственности супругов недвижимого имущества, а также направленной на приобретение в совместную собственность недвижимого имущества сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации.
Прошу довести данную информацию до сведения нотариусов — членов нотариальных палат субъектов Российской Федерации.
Президент
Федеральной нотариальной палаты
К.А.КОРСИК