ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 августа 2016 г. N АК/59706/16
О ПОРЯДКЕ ОБРАЩЕНИЯ В СУД С ИСКОМ О КОНТРРЕКЛАМЕ
В соответствии с пунктом 50 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2016 году, утвержденным приказом ФАС России от 30.03.2016 N 379/16, ФАС России направляет разъяснение по вопросу о возможности обращения антимонопольного органа с иском в суд о публичном опровержении недостоверной рекламы при отсутствии выданного предписания.
Полномочия антимонопольного органа закреплены в статье 33 Федерального закона «О рекламе»: антимонопольный орган осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, а при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Кроме того, в части 3 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» закрепляется более конкретное полномочие антимонопольного органа, вытекающее из общих полномочий антимонопольного органа, указанных в статье 33 данного Закона, — в случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя.
При этом данная норма предусматривает наличие двух условий для возможности реализации данного полномочия (обратиться в суд с иском о контррекламе): наличие решения антимонопольного органа о признании рекламы недостоверной, а также выдача антимонопольным органом предписания о прекращении распространения недостоверной рекламы. При этом Закон предусматривает, что данные условия должны присутствовать в совокупности.
Данная позиция также отражена в Постановлении Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 06.05.2013 по делу N А19-19028/2012.
Стоит обратить внимание, что возможность обратиться в суд с иском о контррекламе предусмотрена только в случае выявления одного из видов ненадлежащей рекламы — недостоверной рекламы. Для иных видов ненадлежащей рекламы такая возможность нормами Федерального закона «О рекламе» не предусмотрена.
Понятие недостоверной рекламы закреплено в части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», под которой понимается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения различного характера о товаре, его изготовителе или продавце.
Таким образом, Федеральный закон «О рекламе» определяет порядок обращения антимонопольным органом в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы исключительно при наличии решения о признании рекламы недостоверной и при выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Обращение антимонопольного органа в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы в отсутствии предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе законодательством не предусмотрено. При этом суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.
А.Б.КАШЕВАРОВ
——————————————————————