Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО ФАС РФ от 24.05.2018 № ИА/37283/18

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 24 мая 2018 г. N ИА/37283/18

О ПОРЯДКЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ
НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ

 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 части 2 протокола совместного заседания Президиумов ФАС России, ООО МиСП «ОПОРА РОССИИ» и НП «ОПОРА», состоявшегося 12 декабря 2017 года, а также в соответствии с пунктом 5 протокола заседания Комиссии по рекламе «ОПОРЫ РОССИИ», состоявшегося 12.03.2018, ФАС России совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ» необходимо разработать стандарт фиксации правонарушений в сфере регулирования размещения наружной рекламы, типовой алгоритм реагирования на такие правонарушения и направить его в территориальные управления ФАС России.
ФАС России в целях формирования единообразия правоприменения по вопросу выявления и пресечения фактов нарушения антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы сообщает следующее.
По имеющейся информации, в муниципальных образованиях имеют место случаи установки и эксплуатации рекламных конструкций на частных территориях с нарушением Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе):
— рекламные конструкции установлены не на тех местах, на которые выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (в большинстве случаев смещение рекламных конструкций происходит в сторону полосы отвода автомобильной дороги), то есть, по сути рекламные конструкции эксплуатируются без действующих разрешений;
— конструкции установлены без соответствующих договоров с собственниками земельных участков;
— рекламные конструкции не включены в Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований.
Указанные действия могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере наружной рекламы и свидетельствуют о признаках нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В случае выявления фактов незаконной установки рекламных конструкций, в том числе на недвижимом имуществе, находящемся в частной собственности, необходимо принимать меры антимонопольного реагирования, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе. При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения — такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.
Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления может подпадать под признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Части 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе предусматривают действия органов местного самоуправления в случае выявления рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также действия органа местного самоуправления, если владелец рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без действующего разрешения, не выполнит предписание органа местного самоуправления.
При отсутствии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, такая рекламная конструкция должна быть демонтирована, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.
Статья 39.1 Закона о защите конкуренции предусматривает в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного Закона выдачу антимонопольным органом хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации предупреждения в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Такое предупреждение антимонопольного органа, по мнению ФАС России, должно содержать указание на необходимость совершения органом местного самоуправления действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.
Полномочия антимонопольного органа, а также порядок действий и сроки их осуществления при поступлении в территориальное управление антимонопольного органа на рассмотрение обращений с жалобами на нарушение антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы, закреплены в приказе ФАС России от 25.05.2012 N 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» (далее — Регламент).
В соответствии с пунктом 3.13 Регламента заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, уведомив об этом заявителя.
В случае необходимости ФАС России может запросить у территориального органа любые заявление, материалы для своего рассмотрения по собственной инициативе.
Вопрос о принятии ФАС России к своему рассмотрению либо о передаче заявления, материалов на рассмотрение соответствующему территориальному органу в соответствии с пунктом 3.14 Регламента решается ФАС России в течение семи рабочих дней со дня поступления в ФАС России этих заявлений, материалов, дел с уведомлением об этом территориального органа, направившего в ФАС России заявление, материалы, в течение двух рабочих дней.
При этом, исходя из положений пункта 3.15 Регламента заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, рассматриваются:
— соответствующим территориальным органом ФАС России по месту совершения нарушения либо по месту нахождения органа, в отношении которого поданы заявление, материалы;
— ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения органа, в отношении которого поданы заявление, материалы.
Заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3.16 Регламента рассматриваются ФАС России.
При этом, в соответствии с пунктом 3.17 Регламента антимонопольный орган может передать заявление, материалы для рассмотрения в соответствующий антимонопольный орган с учетом положений пунктов 3.12 — 3.15 Регламента, уведомив об этом заявителя, в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления, материалов либо со дня установления указанных обстоятельств.
ФАС России обращает внимание руководителей территориальных органов на неукоснительное соблюдение сроков проведения административных процедур и осуществлении процессуальных действий при осуществления мер антимонопольного реагирования на нарушения в сфере наружной рекламы.
При этом, в ходе рассмотрения жалоб на нарушение антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы в случае необходимости сотрудники территориального управления антимонопольного органа вправе обратиться в центральный аппарат ФАС России для получения соответствующего разъяснения порядка применения норм антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе.
Кроме того, обращаем внимание руководителей территориальных органов ФАС России, что при поступлении обращений с жалобами на нарушение антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы, в случае, если представленных вместе с обращением документов и информации недостаточно для установления факта нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов местного самоуправления, целесообразно провести внеплановую документарную либо выездную проверку в отношении органа власти в целях проверки его действий на соответствие требованиям антимонопольного законодательства, а также получения документов и информации, необходимых для квалификации соответствующего нарушения.
При этом форму проведения внеплановой проверки (документарная/выездная) следует определять исходя из предварительной квалификации правонарушения, указанного в поступившем обращении, а также объема документов, требуемых антимонопольному органу для установления факта нарушения антимонопольного законодательства и сбора необходимых доказательств.
Правовыми основаниями проведения внеплановой выездной проверки при данных обстоятельствах будут являться: пункт 11 части 1 статьи 23, статьи 24, 25, 25.1 Закона о защите конкуренции.
В процессе проведения внеплановой выездной проверки в отношении органа местного самоуправления для достижения максимального результата целесообразно провести комплекс мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки:
1) оценку документов и информации проверяемого лица, в том числе документов и информации, выполненных в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях;
2) осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица с производством при осуществлении осмотра фотосъемки и видеозаписи;
3) копирование документов и информации проверяемого лица, которые будут приобщены к акту проверки, в том числе документов и информации, выполненных в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях;
4) получение объяснений;
5) иные мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки.
Учитывая изложенное, ФАС России поручает руководителям территориальных органов ФАС России довести указанный порядок осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы до сведения непосредственных исполнителей, а также обеспечить контроль соблюдения сроков и процедур при рассмотрении обращений с жалобами на нарушение антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ