ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2023 г. N 88-17239/2023
Дело N 2-791/2023
УИД 22RS0068-01-2022-007943-51
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Гусева Д.А
судей: Леонтьевой Т.В., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-791/2023 (УИД 22RS0068-01-2022-007943-51) по иску Г.С.ПА. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии
по кассационной жалобе Г.С.ПА. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.С.ПА. (далее — Г.С.ПА., истец) обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее — ОФПР по Алтайскому краю, ответчик) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии.
В обоснование Г.С.ПА. указывала, что с 9 июля 2011 г. является получателем страховой пенсии по старости.
27 февраля 2017 г. Г.С.ПА. обращалась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом предоставленных справок о ее заработной плате, выданных Администрацией Баевского района за период с августа по апрель 1992 год и ООО «Бытовик» за период с июня 1993 г. по август 1994 г. Предоставленные справки не привели к увеличению размера пенсии, поскольку коэффициент соотношения заработков составил 0,822.
28 апреля 2017 г. Г.С.ПА. повторно обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, предоставив справку о заработной плате, выданную архивным отделом администрации Романовского района Алтайского края, за период с ноября 1996 года по январь 1997 года, которая также не привела к увеличению размера пенсии, так как коэффициент соотношения заработков составил 0,434.
13 мая 2021 г. истец вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о предоставлении информации о порядке начисления пенсии. Ответчиком с целью оказания содействия были направлены запросы об истребовании сведений о заработной плате за разные периоды работы истца с 1973 г. по 2001 г.. На основании полученных справок пенсионный орган с 1 октября 2021 г. произвел перерасчет размера пенсии Г.С.ПА. на основании сведений о ее заработной плате за период с сентября 1988 года по июль 1994 год. Коэффициент соотношения заработков составил 1,332. В результате перерасчета размер пенсии истицы увеличился более чем на 2 000 рублей.
Истец ссылается на то, что по вине ответчика она в течение 10 лет получала пенсию в меньшем размере, чем должна была получать при назначении пенсии, и ее пенсия была рассчитана ответчиком по наименее выгодному для нее варианту.
Г.С.ПА. с учетом уточнения исковых требований в ходе рассмотрения дела просила обязать ответчика произвести перерасчет размера ее страховой пенсии, приняв во внимание справку о заработной плате N от 21 июля 2021 г., выданную Баевским потребительским обществом, за период работы истца с мая 1985 г. по август 1990 г. включительно, с даты назначения пенсии, начиная с 9 июля 2011 г.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 февраля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 мая 2023 г., в удовлетворении иска Г.С.ПА. отказано.
Г.С.ПА. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 мая 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на неисполнение ответчиком обязанности по запросу необходимых документов и разъяснению вопросов, касающихся размера ее страховой пенсии.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явился, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Г.С.ПА. 9 июля 2011 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости. Истец в этот период находилась в местах лишения свободы. Поскольку трудовая книжка ею не была представлена, периоды работы, за которые истцу впоследствии установлено наибольшее отношение заработной платы, с 3 мая 1981 г. по 30 июля 1990 г., с 31 июля 1990 г. по 10 августа 1992 г., с 25 июня 1993 г. по 29 августа 1994 г. при назначении пенсии с 9 июля 2011 г. в стаж зачтены не были виду отсутствия документального их подтверждения.
Трудовая книжка от 12 декабря 1973 г. N АТ-У1 N была представлена Г.С.ПА. с заявлением о перерасчете размера пенсии от 11 ноября 2011 г., на основании чего с 1 декабря 2011 г. пенсионным органом ей был произведен перерасчет пенсии с учетом всех периодов, имеющихся в трудовой книжке, в том числе периодов с 3 мая 1981 г. по 30 июля 1990 г., с 31 июля 1990 г. по 10 августа 1992 г., с 25 июня 1993 г. по 29 августа 1994 г., за которые позднее учтены сведения о заработной плате.
При назначении пенсии учтена заработная плата по справке от 29 июля 2011 г., выданной ОВД по Баевскому району, за период с января 1976 г. по апрель 1981 г. Отношение заработков составило 0,990 за период с 1 апреля 1976 г. по 31 марта 1981 г.
27 февраля 2017 г. Г.С.ПА. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом справок о ее заработной плате, выданных Администрацией Баевского района за период с августа 1990 года по апрель 1992 года, и ООО «Бытовик» за период с июня 1993 года по август 1994 года. В перерасчете пенсии ей было отказано, поскольку представленные справки не привели к увеличению размера пенсии, отношение заработков составило 0,822.
28 апреля 2017 г. Г.С.ПА. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом справки о заработной плате, выданной архивным отделом администрации Романовского района Алтайского края за период с ноября 1996 по январь 1997 г. Представленная справка также не привела к увеличению размера пенсии, так как отношение заработков составило 0,434.
13 мая 2021 г. Г.С.ПА. обратилась с заявлением о предоставлении информации о порядке начисления пенсии. Управлением ПФР в г. Барнауле с целью оказания ей содействия были направлены запросы об истребовании сведений о заработной плате за периоды работы с 4 декабря 1973 г. по 31 декабря 1975 г., с 3 мая 1981 г. по 30 июля 1990 г., с 9 сентября 1992 г. по 11 февраля 1993 г., с 18 января 1995 г. по 29 января 1996 г., с 20 августа 1998 г. по 1 декабря 2001 г.
По поступившим на запрос суда справкам от 21 июля 2021 г. N 18 и N 19 о заработной плате истца за период с мая 1985 г. по август 1990 г., выданным Баевским районным потребительским обществом, а также другим справкам о заработной плате истца за период с сентября 1988 г. по июль 1994 г., на основании заявления Г.С.ПА. от 14 сентября 2021 г. ей произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с 1 октября 2021 г. из отношения заработков 1,332, при максимально учитываемом 1,2. Наиболее высокое соотношение заработков сформировалось за период с сентября 1988 года по июль 1994 год, в том числе с учетом поступивших по запросу справок о заработной плате за период с мая 1985 года по август 1990, выданным Баевским районным потребительским обществом.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 13, 18, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (утратившего силу с 1 января 2023 г. в связи с изданием Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ), исходя из того, что перерасчет размера страховой пенсии осуществляется на основании заявления лица, получающего такую пенсию; на момент обращения Г.С.ПА. за назначением пенсии 9 июля 2011 г. справки о заработной плате, на основании которых впоследствии с 1 октября 2021 г. произведен перерасчет размера пенсии, в пенсионный орган представлены не были, пенсионный орган в отсутствии справок о заработной плате истца за период с мая 1985 г. по августа 1990 г. был лишен возможности определить наиболее выгодный вариант расчета пенсии истцу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца об обязании ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии, приняв во внимание справку о заработной плате N 2 от 21 июля 2021 г. (2021 г.), выданную Баевским потребительским обществом, за период работы истца с мая 1985 г. по август 1990 г. включительно, с даты назначения пенсии, начиная с 9 июля 2011 г.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что вопреки доводам истца нарушений закона при установлении размера пенсии пенсионным органом допущено не было.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы истца о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, указал, что при назначении Г.С.ПА. трудовой пенсии с 9 июля 2011 г. пенсионный орган размер пенсии определил исходя из заработной платы истицы за 60 месяцев ее работы, основываясь на предоставленной справке о заработной плате за период с января 1976 г. по апрель 1981 г., выданной 29 июля 2011 г. ОВД по Баевскому району. То обстоятельство, что истец, обоснованно отыскивая наиболее выгодный для себя период шестидесяти месяцев работы, заработная плата в котором могла оказаться наиболее высокой, что привело бы к увеличению размера пенсии, неоднократно представляла в пенсионный орган справки о заработной плате в иные периоды своей трудовой деятельности, не свидетельствует о нарушении ответчиком пенсионных прав Г.С.ПА., а, напротив, свидетельствует о том, что истцу были доведены и известны положения пенсионного законодательства, в силу которых более высокий среднемесячный размер заработной платы пенсионера за тот или иной шестидесятимесячный период работы позволяет увеличить размер пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда, исходя из того, что установленная законом возможность пенсионного органа самостоятельно запрашивать необходимые для назначения пенсий документы в рамках межведомственного взаимодействия не подменяет право работника самостоятельно определить период работы (60 месяцев), заработная плата за которые должна быть учтена при расчете размера пенсии; с заявлением о перерасчете пенсии на основании справок о заработке с мая 1985 г. по август 1990 г. и за период с сентября 1988 г. по июль 1994 г. Г.С.ПА. обратилась только 14 сентября 2021 г.; в дело не представлено доказательств того, что справки о заработке Г.С.ПА. за период с мая 1985 года по август 1990 года и за период с сентября 1988 года по июль 1994 год, которые привели к увеличению размера пенсии, не могли быть получены истцом ранее по вине пенсионного органа, либо того, что она просила пенсионный орган истребовать такие справки ранее 2021 г., но ей незаконно такая помощь ответчиком не была оказана, пришла к выводу об отсутствии обстоятельств, дающих основание для перерасчета размера страховой пенсии истца за заявленный период.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Правовые основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии с 1 января 2015 г. осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), до вступления в силу которого действовал и подлежал применению Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На дату назначения истице пенсии действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который предусматривал, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа, (ст. 7 названного Закона).
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступил в силу с 1 января 2015 г. Со дня вступления в силу указанного закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (части 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего на момент назначения истцу трудовой пенсии по старости) перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На дату принятия пенсионным органом решения о назначении истцу трудовой пенсии по старости порядок обращения за трудовой пенсией, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации такого обращения, был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб, которые действовали до 1 января 2015 г. и содержали положения о том, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы, в том числе о среднемесячном заработке за 2000 — 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Из приведенных норм материального права следует, что при назначении пенсии должен выбираться вариант назначения пенсии, а также вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица. Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вариант расчета размера пенсии истцом не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца — с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту — Правила N 884н).
Согласно пункту 48 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 49 Правил).
Таким образом, перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии, перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии, при этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.
Руководствуясь приведенными нормами права, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что трудовая пенсия по старости была назначена истцу на основании ее заявления с 9 июля 2011 г.; размер трудовой пенсии определен ответчиком исходя из заработной платы истца за 60 месяцев ее работы до 1 января 2002 г., на основании предоставленной справки о заработной плате за период с января 1976 г. по апрель 1981 г., выданной 29 июля 2011 г. ОВД по Баевскому району; истец неоднократно обращалась с заявлениями о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом данных о размере заработной платы за различные периоды, при этом пенсионным органом по результатом расчетов было установлено, что представленные сведения не привели к увеличению размера пенсии с учетом отношения заработков; с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода с сентября 1988 г. по июль 1994 г. на основании поступивших по запросу пенсионного органа справок о заработной плате за период с мая 1985 года по август 1990, выданных Баевским районным потребительским обществом, истец обратилась 14 сентября 2021 г.; перерасчет пенсии произведен с 1 октября 2021 г., судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о проведении перерасчета размера страховой пенсии с 9 июля 2011 г..
При этом суды обоснованно исходили из того, что при назначении истцу трудовой пенсии нарушений допущено не было, пенсионные права истца были оценены на основании представленных документов, в том числе справки о заработной плате за период выбранный истцом; неоднократные обращения истца в пенсионный орган с предоставлением различных вариантов наиболее выгодного периода работы для расчета размера страховой пенсии свидетельствует о разъяснении истцу положений пенсионного законодательства; ответчиком оказано содействие истцу в получении необходимых справок при возникновении затруднений.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что действующее законодательство не устанавливает обязанность пенсионного органа запрашивать сведения о заработной плате истца во всех периодах отраженных в трудовой книжке обратившегося за назначением пенсии лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы Г.С.ПА. о наличии оснований для перерасчета пенсии с даты назначения трудовой пенсии являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, правомерно отклонены как несостоятельные по мотивам, изложенных в судебных постановлениях.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.С.ПБ. — без удовлетворения
——————————————————————