Вопрос: О применении НПД физлицами, в том числе лицами пенсионного возраста, оказывающими услуги организации или ИП по гражданско-правовым договорам.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2022 г. № 03-11-11/19037
В связи с обращением Департамент налоговой политики по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает.
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее соответственно — Федеральный закон, НПД) с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2028 г. проводится эксперимент по установлению специального налогового режима НПД.
Ограничения, связанные с применением специального налогового режима НПД, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона. В частности, пунктом 8 части 2 статьи 6 Федерального закона установлено, что не признаются объектом налогообложения НПД доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
Таким образом, Федеральный закон не содержит запрета на применение специального налогового режима НПД физическими лицами, в том числе лицами пенсионного возраста, оказывающими услуги заказчику (организации или индивидуальному предпринимателю) по гражданско-правовым договорам, при условии отсутствия между ними трудовых отношений.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 N 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» суды при установлении наличия (или отсутствия) трудовых отношений должны исходить не только из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации, был ли фактически осуществлен допуск работника к выполнению трудовой функции.
Критерии отнесения взаимоотношений к гражданско-правовым либо трудовым договорам должны приниматься во внимание налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.
При этом вопрос об отнесении конкретных правоотношений к гражданско-правовым либо трудовым решается налоговыми органами в каждом отдельно взятом конкретном случае исключительно исходя из документально подтвержденных обстоятельств, установленных по результатам мероприятий налогового контроля, в том числе в связи с характером деятельности конкретного участника процесса, в котором он задействован.
Кроме того, формальное соответствие положениям Федерального закона не исключает наличие искажений сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика, указанных в пункте 1 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не регулирует порядок заключения договоров гражданского-правового характера и условий исполнения обязательств сторон по таким договорам.
Вопросы порядка налогообложения лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков НПД, полностью урегулированы Федеральным законом.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
15.03.2022