Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

КОНСУЛЬТАЦИЯ Службы правового консалтинга компании РУНА от 10.06.2016

Вопрос.
1. Может ли расследование, связанное со смертельным несчастным случаем, явиться основанием для проведения внеплановой документарной проверки?
2. Можно ли ознакомиться с обращением, на основании которого проводится внеплановая проверка государственной инспекцией труда? В каком порядке?

Ответ.
1.Если возникнут основания для проведения проверки государственным инспектором труда после смертельного несчастного случая на производстве, то данная проверка согласно закону должна быть связана исключительно с расследованием СНС. ТО есть последствием может стать дополнительное независимое расследование, НО НЕ внеплановая документарная проверка.
2. Работодатель может ознакомиться с материалами, ставшими основанием для проведения внеплановой проверки, ОДНАКО на основании ст. 358 ТК государственный инспектор труда имеет право скрыть от проверяемого лица информацию об обращении, чтобы соблюсти интересы обратившегося. В связи с этим, не существует определенного порядка по ознакомлению с такими обращениями.

Подборка материалов по вопросу:

ст. 229.3, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) {КонсультантПлюс}
Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

ст. 229.3, «Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации» (постатейный) (7-е издание, исправленное, дополненное и переработанное) (отв. ред. Ю.П. Орловский) («КОНТРАКТ», «КНОРУС», 2015) {КонсультантПлюс}
Комментарий к статье 229.3
Комментируемая статья наделяет государственного инспектора труда правом проводить дополнительное расследование несчастного случая в следующих случаях:
— при выявлении скрытого несчастного случая;
— при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;
— при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.
Дополнительное расследование проводится независимо от срока давности несчастного случая и, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве по форме 5, утв. Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73, и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Если составленный работодателем акт о несчастном случае на производстве оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе обязать работодателя составить новый акт. При этом первоначальный акт признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

{Вопрос: …Работники общества заявили в Государственную инспекцию труда в субъекте РФ о том, что в нарушение коллективного договора работодатель не проиндексировал зарплату. Правомерно ли инспекция провела внеплановую документарную проверку, не известив о ней своевременно общество и не согласовав ее проведение с прокуратурой? Подлежит ли общество административной ответственности за неиндексирование зарплаты? (Консультация эксперта, 2014) {КонсультантПлюс}}
Одним из оснований для проведения внеплановой проверки согласно ч. 7 ст. 360 ТК РФ, ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ является обращение работника в федеральную инспекцию труда о нарушении работодателем его трудовых прав.
Документарная проверка проводится в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которой проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 294-ФЗ документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля, что отличает такую проверку от выездной, которая проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.
Согласно распоряжению руководителя Государственной инспекции труда в субъекте РФ основанием для проведения внеплановой документарной проверки явилось поступившее в инспекцию обращение работников общества о нарушении работодателем их трудовых прав.
При этом предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой документарной проверки по факту обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства не требуется, равно как и согласование ее проведения с органами прокуратуры.

{Подборка судебных решений за 2012 год: Статья 10 «Организация и проведение внеплановой проверки» Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Р.Б. Касенов) {КонсультантПлюс}}
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 по делу N А41-14207/12
Как указал суд, действия инспекции по проведению внеплановой выездной проверки и составлению акта в отношении общества правомерны, поскольку внеплановая выездная проверка проведена административным органом в связи с обращением филиала предприятия, что отражено в распоряжении о проведении проверки (ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Тот факт, что общество не было ознакомлено с данным обращением филиала предприятия не свидетельствует о том, что названная проверка проведена с нарушением требований указанного Закона и не может являться основанием для освобождения общества от ответственности за совершенное им правонарушение. Таким образом, суд отказал в удовлетворении требований общества в полном объеме.

Статья: Защита прав работодателя при проверках (Завьялов М.) («Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 7) {КонсультантПлюс}
Гораздо более распространенными являются внеплановые проверки.
Избежать их проведения практически невозможно, в то же время можно принять определенные меры к снижению их количества. Так, в случае если инспекция труда по итогам ранее проведенной проверки выдала работодателю обязательное для исполнения предписание, целесообразно после его исполнения уведомить об этом инспекцию труда, предоставив ей исчерпывающие материалы, так как проверка может быть инициирована в том числе и для контроля исполнения ранее выданного предписания. Кроме того, для работодателя представляется целесообразным развивать социально-партнерские отношения в целях разрешения возникающих конфликтов путем переговоров [4, с. 12].
В случае если проверка все же назначена, следует учитывать, что Законом N 242-ФЗ расширяются права работодателей и предусматриваются дополнительные обязанности инспекции труда при проведении проверки.
Так, инспектор труда обязан уведомить работодателя о проведении внеплановой проверки не позднее чем за 24 часа. Однако допускаются проверки без уведомлений в связи с поступлением в инспекцию обращений в соответствии с абз. 4 и 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ.
В случае если уведомление получено заблаговременно, целесообразным будет ознакомиться с имеющимися у инспекции труда материалами, а именно основаниями для проведения проверки (заявление, обращение), наличием согласования с органами прокуратуры, а также провести оперативное внутреннее расследование фактов, ставших основанием для проведения проверки (в соответствии со ст. 358 ТК РФ инспектор труда имеет право скрыть от работодателя сообщение заявителя, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы). При этом следует помнить, что фактически внеплановая проверка может быть проведена на основании любого обращения, поступившего в инспекцию труда и оформленного надлежащим образом.
В ходе проведения проверки инспекторы труда не имеют права выходить за пределы обращения, послужившего основанием для ее проведения. На практике это в том числе означает, что инспектор не имеет права выявлять иные нарушения трудового законодательства и дополнять либо изменять предмет проверки. Такие действия могут быть оспорены в административном или судебном порядке. В то же время выявленные нарушения в соответствии с абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ могут быть основанием для инициирования еще одной внеплановой проверки.

ст. 358, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) {КонсультантПлюс}
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Также рекомендуем Вам ознакомиться с материалами из СПС КонсультантПлюс по данной теме:

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» {КонсультантПлюс}

Статья: Готовимся к проверке трудовой инспекции (Иванова Е.) («Кадровый вопрос», 2015, N 7) {КонсультантПлюс}

Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документы {КонсультантПлюс}

Статья: Защита прав работодателя при проверках (Завьялов М.) («Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 7) {КонсультантПлюс}