ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2020 г. N 88А-19091/2020
Дело N 2а-476/2019
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А.,
судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Э.Н. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 марта 2020 года по административному делу по административному иску Э.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решения незаконным (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-476/2019).
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокина С.В., объяснения административного истца Э.Н., поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Э.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение административного ответчика от 5 июня 2019 года о приостановлении регистрации права собственности на земельный участок и обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности земельного участка.
Требования мотивированы тем, что оснований для принятия оспариваемого решения у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве не было, поскольку в регистрирующий орган были представлены документы, подтверждающие следующие обстоятельства: 24 июля 2004 года Э.Н. была принята в члены Дачно-строительного кооператива им. Ларина, в связи с чем за ней закреплен земельный участок общей площадью 886 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> на праве бессрочного (постоянного) пользования, и который поставлен на кадастровый учет; на указанном земельном участке расположен принадлежащий административному истцу жилой дом, который также поставлен на кадастровый учет и на который 2 мая 2007 года зарегистрировано право собственности Э.Н.
По мнению административного истца, административный ответчик требует документы, которые законом не предусмотрены.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 марта 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе административный истец просит указанные судебные акты отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит необходимым обжалованные судебные акты отменить в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328, пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Судебная коллегия находит, что при постановлении обжалованных судебных актов такие ошибки судами были допущены.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По делу установлено, что 27 мая 2019 года Э.Н. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0001004:1815, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решением административного ответчика от 5 июня 2019 года было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности с указанием на то, что не представлены документы — основания возникновения права собственности Э.Н. на земельный участок.
Указанное решение послужило основанием для обращения Э.Н. за судебной защитой.
При разрешении дела, суды двух инстанций исходили из того, что совокупность условий для удовлетворения административного иска отсутствует, оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, поскольку на государственную регистрацию не было представлено документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника жилого дома на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие, 30 октября 2001 года, Земельного кодекса Российской Федерации, а представленные Э.Н. документы не могут рассматриваться в качестве правоустанавливающих документов и, следовательно, не позволяют административному ответчику осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что судам при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела следовало учесть следующее.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзацы первый, третий и четвертый пункта 9.1).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшим до 1 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
Из этого исходит федеральный законодатель при определении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности в пункте 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указывая на то, что государственная регистрация права собственности на земельный участок осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
При этом, включая в перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, пункт 4 части 1 статьи 49 названного закона допускает представление иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на указанный земельный участок.
Из материалов дела усматривается, что испрашиваемый земельный участок не исключен из оборота; находится в едином массиве земель Дачно-строительного кооператива им. Ларина, созданного более 80 лет назад, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка площадью 114 га в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Устав Дачно-строительного кооператива им. Ларина зарегистрирован 15 июня 1932 года. В соответствии с этим уставом Дачно-строительный кооператив им. Ларина создан в целях освоения свободных городских и пригородных земельных участков в порядке отвода их органами коммунального хозяйства и организации на них коллективных садов и огородов. В дальнейшем из общей площади предоставленного кооперативу участка неоднократно производились изъятия земельных участков различной площади, как на нужды города, так и в качестве неосвоенных частей. На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 19 октября 1937 года за Дачно-строительным кооперативом им. Ларина как за кооперативом, погасившим госсуду, в бесспорном порядке закреплен земельный участок площадью 61,5 га на тех же основаниях (бессрочное пользование).
Согласно новому уставу Дачно-строительного кооператива им. Ларина в редакции от 27 февраля 1940 года, кооператив имеет право получить в отводимом городским советом или земельными органами для дачного строительства районе земельные участки в бессрочное пользование и возводить на них дачные и служебные строения. Решением исполнительного комитета Краснополянского районного Совета депутатов трудящихся от 29 ноября 1946 года установлены фактические границы кооператива в натуре, утвержден план землепользования. Временным удостоверением Московского земельного комитета от 10 декабря 1992 года установлен факт использования кооперативом земельного участка площадью 48 га в г. Москве.
Земельный участок, из которого впоследствии был образован земельный участок с кадастровым номером N находился в правомерном пользовании семьи Эйнгорн с 1981 года, пай был полностью выплачен в 1992 году, о чем имеются сведения в бюро технической инвентаризации от 18 февраля 1993 года.
Супруг административного истца Э.Г. приобрел дачу в Дачно-строительном кооперативе им. Ларина по договору купли-продажи домовладения от 15 июля 1997 года, в соответствии с которым к Э.Г. перешло право собственности на дачный дом площадью 78,1 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, строение 1. После смерти Э.Г. права собственности на указанное домовладение в порядке наследования перешло к его супруге Э.Н., что подтверждается свидетельством о праве собственности от 31 марта 2004 года.
По уставу Дачно-строительного кооператива им. Ларина принятие в члены кооператива и закрепление земельного участка сопровождается оформлением решения общего собрания кооператива. С момента вынесения подобного решения у члена кооператива возникает бессрочное право пользования дачей и земельным участком.
Протоколом N 16 от 24 июля 2004 года общего собрания членов Дачно-строительного кооператива им. Ларина Э.Н. согласно завещания ее супруга Э.Г. была принята в члены кооператива и за ней, как за членом кооператива, закреплен земельный участок площадью 886 кв. м, который впоследствии был поставлен на кадастровый учет под номером N.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалованные судебные акты нельзя признать законными, в связи с чем, данные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку земельный участок с 1997 года находится в постоянном (бессрочном) пользовании Э.Н., основанном на членстве в дачно-строительном кооперативе, судебная коллегия находит, что документы, исходящие от данного кооператива, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, имеют особое юридическое значение как правоустанавливающие документы и являются основанием для регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Учитывая, что все имеющие юридическое значение по делу фактические обстоятельства судами были установлены, судебная коллегия считает возможным принять новое решение об удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Бутырского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 марта 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 5 июня 2019 года N 77/009/221/2019-168 о приостановлении государственной регистрации права собственности Э.Н. на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу <адрес>; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
——————————————————————