МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 10 июля 2023 г. N 24-04-08/64183
ОБ УПЛАТЕ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В СЛУЧАЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
С ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА — ЧЛЕНА
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ПОСТАВЩИКОМ КОНТРАКТА,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ПОСТАВКУ ТОВАРА, ИМПОРТИРУЕМОГО
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ ГОСУДАРСТВА — ЧЛЕНА
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В связи с поступлением вопросов об уплате налога на добавленную стоимость в случае заключения в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) с поставщиком, зарегистрированным на территории государства — члена Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), контракта, предусматривающего поставку товара, импортируемого в Российскую Федерацию из государства — члена ЕАЭС, Минфин России сообщает следующее.
1. Согласно пункту 1 статьи 71 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕАЭС) товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами.
Пунктом 1 статьи 72 Договора о ЕАЭС установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
В этой связи при экспорте товаров из государств — членов ЕАЭС в Российскую Федерацию применяется ставка НДС в размере ноль процентов и освобождение от уплаты акцизов.
При этом условием применения данной ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов поставщиком из государства — члена ЕАЭС (за исключением Российской Федерации) является в том числе подтверждение факта уплаты таких косвенных налогов (НДС и акцизов) российским покупателем товаров, которым в рассматриваемой ситуации является заказчик, осуществляющий закупку в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Пунктом 13 раздела III Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол N 18), предусмотрено, что взимание косвенных налогов (НДС и акцизов) по товарам, импортируемым на территорию Российской Федерации с территории других государств — членов ЕАЭС, осуществляется налоговым органом Российской Федерации, по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.
При импорте (ввозе) из государств — членов ЕАЭС товаров, которые в соответствии со статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от налогообложения НДС, НДС не уплачивается.
Пунктом 14 раздела III Протокола N 18 предусмотрено, что для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров как стоимость приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта).
Пунктом 16 раздела III Протокола N 18 предусмотрено, что налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров как объем, количество (иные показатели) импортированных подакцизных товаров, в том числе товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в том числе товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
Учитывая изложенное, при ввозе в Российскую Федерацию товаров с территории других государств — членов ЕАЭС на основании контракта, заключенного с поставщиком, зарегистрированным на территории государства — члена ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, в соответствии Законом N 44-ФЗ, заказчик выступает налогоплательщиком косвенных налогов (НДС и акцизов) по таким товарам, в связи с чем у него возникает обязанность по уплате НДС и акцизов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с последующим направлением поставщику, зарегистрированному на территории государства — члена ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, сведений, подтверждающих факт уплаты косвенных налогов, — заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — Заявление).
2. Пунктом 20 раздела III Протокола N 18 предусмотрено, что налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию, одновременно с которой представляется, в том числе Заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
Форма декларации по косвенным налогам, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде утверждены приказом ФНС России от 27 сентября 2017 г. N СА-7-3/765@. Заполнение такой налоговой декларации осуществляется по единой форме российскими импортерами, включая казенные, бюджетные, автономные учреждения.
Согласно положениям пункта 6 Правил заполнения Заявления (приложение N 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г.):
в течение 10 рабочих дней со дня поступления Заявления и документов, предусмотренных Протоколом N 18, должностное лицо налогового органа, принявшего Заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов) (освобождения либо иного способа уплаты), либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении;
при представлении Заявления на бумажном носителе один экземпляр остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) в разделе 2 Заявления. При этом российский налогоплательщик направляет два экземпляра Заявления с отметкой налогового органа налогоплательщику из другого государства — члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары;
при представлении Заявления в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика налоговый орган направляет налогоплательщику в электронном виде документ, подтверждающий факт уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов) (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств), либо документ с мотивированным отказом;
российский налогоплательщик направляет на бумажном носителе или в электронном виде налогоплательщику (контрагенту) из другого государства — члена ЕАЭС копии составленного им Заявления и документа, полученного от налогового органа, подтверждающего факт уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов) (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).
3. Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В этой связи, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ с поставщиком, зарегистрированным на территории государства — члена ЕАЭС, заключен контракт, предусматривающий поставку товара, импортируемого в Российскую Федерацию из государства — члена ЕАЭС, заказчик при оплате такого контракта уменьшает подлежащую уплате такому поставщику сумму на размер НДС и акцизов, которые, как указано выше, подлежат уплате заказчиком в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
А.М.ЛАВРОВ
——————————————————————