ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 февраля 2022 г. N БС-4-21/1989@
О ПОРЯДКЕ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В связи с поступающими обращениями в Федеральную налоговую службу (в т.ч. письмо УФНС России по Санкт-Петербургу от 30.12.2021 N 27-17/76931@) о порядке налогообложения земельных участков в случае выявления в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства направляем для руководства в работе прилагаемые разъяснения Минфина России (письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).
УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается:
1) обеспечить запрос и получение от органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, сведений о вынесенных ими в 2021 году и не отменных предписаниях, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рекомендуемый состав запрашиваемых сведений определяется по аналогии с приложением N 1 к приказу ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-21/646@ и приложением N 1 к Методическим рекомендациям по вопросам информационного взаимодействия налоговых органов по субъектам Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (приложение к письму ФНС России от 14.12.2021 N БС-4-21/17451@);
2) в срок до 15.04.2022 обеспечить использование полученных сведений для настройки НСИ в АИС «Налог-3» в части налоговых ставок по земельному налогу в отношении соответствующих земельных участков.
О результатах исполнения поручения (с указанием количества земельных участков, в отношении которых получены сведения) представить отчет по СЭД в Управление налогообложения имущества ФНС России в срок до 15.04.2022 с указанием в теме сообщения «Сведения ОМСУ».
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2022 г. N 03-05-04-02/11500
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы о порядке налогообложения земельных участков в случае выявления в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства и сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении отдельных видов земельных участков, в том числе:
— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
— не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении прочих (не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса) земельных участков предельная налоговая ставка по налогу установлена в размере 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса).
Налоговый кодекс не содержит исчерпывающего перечня документов (сведений), подтверждающих использование земельного участка в предпринимательской деятельности либо его использования не по целевому назначению, представление которых в налоговые органы влечет безусловное применение налоговой ставки, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса.
К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п.
По мнению Департамента, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных в соответствии с нормами Налогового кодекса.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой (в частности, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 N 02АП-4699/2021 по делу N А82-20956/2020, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.10.2021 N Ф06-9291/2021 по делу N А65-1304/2021).
При этом вопрос об уточнении отдельных положений статьи 396 Налогового кодекса будет рассмотрен в рамках проводимой Минфином России работы по совершенствованию главы 31 Налогового кодекса.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ