Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, переданного в аренду по договору финансовой аренды (лизинга).
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 января 2022 г. № БС-4-21/741
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение АО от 22.12.2021 по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (далее — налог) в отношении недвижимого имущества, переданного в аренду (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), и рекомендует учитывать следующее.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) о порядке определения налоговой базы по налогу. Вместе с тем по рассматриваемому вопросу полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признаются:
1) недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса (как кадастровая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Согласно вступившему в силу с 1 января 2022 года пункту 3 статьи 378 Кодекса недвижимое имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя). Данный порядок применяется вне зависимости от учета объекта аренды в качестве основных средств или в качестве других активов.
При этом остаточная стоимость объекта недвижимого имущества, переданного в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), для целей исчисления налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества определяется арендодателем в порядке, предусмотренном правилами ведения бухгалтерского учета для соответствующего актива (основного средства, инвестиционного имущества и других), а в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса как кадастровая стоимость.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (утвержден приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н, далее — ФСБУ 25/2018) применяется к объектам бухгалтерского учета, классифицированным в качестве объектов учета аренды в соответствии с пунктом 5 ФСБУ 25/2018.
Согласно пункту 24 ФСБУ 25/2018 объекты учета аренды классифицируются арендодателем в качестве объектов учета операционной аренды или объектов учета неоперационной (финансовой) аренды. При этом в случае классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды арендодатель не изменяет прежний принятый порядок учета актива в связи с его передачей в аренду, за исключением изменения оценочных значений (пункт 41 ФСБУ 25/2018).
В случае классификации объекта учета аренды в качестве объекта учета неоперационной (финансовой) аренды арендодатель признает инвестицию в аренду в качестве актива на дату предоставления предмета аренды (пункт 32 ФСБУ 25/2018). При этом исходя из пункта 34 ФСБУ 25/2018 одновременно с признанием инвестиции в аренду арендодатель списывает актив, переданный в аренду.
Исходя из Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 16 «Аренда», введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 11.06.2016 N 111н, объекты учета аренды подлежат отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности арендодателя в качестве инвестиции в аренду как причитающиеся арендодателю будущие арендные платежи по договору аренды, оценка которых определена в порядке, установленном ФСБУ 25/2018, — в порядке, аналогичном порядку раскрытия дебиторской задолженности организации, с учетом особенностей, установленных ФСБУ 25/2018 (неоперационная (финансовая) аренда).
В соответствии с пунктом 29 ФСБУ 25/2018 объекты учета неоперационной (финансовой) аренды учитываются арендодателем в соответствии с пунктами 32 — 40 ФСБУ 25/2018. Инвестиция в аренду оценивается в размере ее чистой стоимости (договорной цены объекта с учетом затрат, связанных с договором). Чистая стоимость инвестиции в аренду после даты предоставления предмета аренды увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей (пункты 32, 33, 36 ФСБУ 25/2018).
С учетом изложенного остаточная стоимость объекта недвижимого имущества, учтенного в качестве инвестиции в аренду, для целей исчисления среднегодовой стоимости имущества в соответствии со статьей 376 Кодекса должна определяться арендодателем в той оценке, как она отражена в регистре бухгалтерского учета на соответствующие даты, то есть как чистая стоимость инвестиции в аренду (договорная цена), уменьшенная на величину фактически полученных арендных платежей, с учетом иных особенностей, установленных пунктами 32 — 40 ФСБУ 25/2018.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 11.01.2022 N 03-05-04-01/402, направленном по системе налоговых органов письмом ФНС России от 12.01.2022 N БС-4-21/111@.
Дополнительно сообщаем, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета, является Министерство финансов Российской Федерации.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
25.01.2022