Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 04.04.2018 N 72-АПГ18-2

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2018 г. N 72-АПГ18-2

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Забайкальской региональной общественной организации «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» на решение Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2017 года, которым удовлетворен административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю о ликвидации Забайкальской региональной общественной организации «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю в период с 21 августа по 15 сентября 2017 года в отношении Забайкальской региональной общественной организации «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой установлено, что организация осуществляет свою деятельность с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации и положений Устава, отраженными в акте проверки от 15 сентября 2017 года N 55.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю обратилось в суд с административным иском о ликвидации Забайкальской региональной общественной организации «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» и исключении данных о ней из ЕГРЮЛ, указав основаниями для ликвидации организации неустранимые нарушения в формировании органов управления организации, неопубликование ежегодных отчетов об использовании своего имущества в 2015, 2016, 2017 годах, отсутствие ведения бухгалтерского учета.
Решением Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2017 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Забайкальской региональной общественной организацией «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.
Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда, в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
В силу статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2, 4 пункта 4 статьи 181.2, пункту 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с разделом 7 Устава Забайкальской региональной общественной организации «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» организация формирует органы управления и контроля: общее собрание членов организации (высший орган управления), правление (постоянно действующий коллегиальный орган управления, возглавляемый председателем правления), ревизионная комиссия (орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации). Общее собрание членов организации проводится один раз в год в период с 1 марта по 30 апреля; правомочно, если на нем присутствует более половины членов организации, фамилия, имя, отчество которых подлежат отражению в протоколе собрания (пункты 7.2, 7.3, 7.4, 7.7, 7.11). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации осуществляется ревизионной комиссией, избираемой общим собранием членов организации сроком на 1 год в составе 5 человек (пункты 7.33 — 7.35).
Как следует из материалов дела, 14 сентября 2005 года УФНС России по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица Местной общественной организации «Общество инвалидов» с. Верх-Чита. 5 мая 2015 года УФНС России по Забайкальскому краю в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, путем изменения наименования данной организации на Забайкальскую региональную общественную организацию «Общество Детей-инвалидов Забайкалья».
Из представленного организацией на проверку списка членов организации от 21 августа 2017 года следует, что в ее состав входят 10 членов. При этом документов, подтверждающих членство в организации и выход из нее, уплату членских взносов, представлено не было в связи с их отсутствием.
В пояснениях председателя организации, представленных в рамках проведения проверки 31 августа 2017 года, указывается, что на 1 сентября 2015 года в составе организации числилось 52 члена, из которых 34 были несовершеннолетние и включены в списки ошибочно, 10 человек сохранили членство в организации, 8 человек с октября 2015 года утратили связь с организацией в связи с изменением места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации.
Судом установлено, что специальный учет членов организации не ведется, заявления о вступлении в организацию и выхода из нее не оформлялись, решений об исключении из числа членов организации в порядке, предусмотренном пунктами 6.7, 6.8 Устава, не принималось.
Проанализировав положения действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что поскольку установить точное количество членов общественной организации не представляется возможным, а протоколы собрания не содержат необходимой информации о лицах, принявших участие в собрании, и лицах, проводивших подсчет голосов, то решения, принятые на общем собрании 20 октября 2015 года об утверждении приоритетных направлений деятельности организации, избрании заместителя и на общих собраниях от 25 апреля 2016 года и от 15 марта 2017 года об избрании правления, ревизионной комиссии, заслушивании годовых докладов председателя правления, являются ничтожными и не могут быть признаны принятыми. Приведенные обстоятельства как верно указал суд, свидетельствуют о допущенных организацией грубых нарушениях порядка формирования органов управления организации, что является неустранимым и достаточным основанием для ликвидации организации в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается административным ответчиком, в 2015, 2016, 2017 годах такие отчеты общественной организацией не составлялись, что свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.
Также административным ответчиком в период с 1 августа 2015 года по 20 августа 2017 года не велся бухгалтерский учет, что указывает на нарушение требований пункта 1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», частей 1, 3 статьи 6, статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации, оформлять факты своей хозяйственной деятельности первичными учетными документами, отсутствие которых является грубым нарушением правил учета доходов и расходов.
Помимо этого в ходе рассмотрения дела установлено, что в 2015, в 2017 годах организация меняла место нахождения постоянно действующего руководящего органа, не информировав об этом орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, что является грубым нарушением порядка осуществления деятельности организации, установленного абзацами 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных организациях».
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Региональной общественной организацией «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, которые не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных организациях» является основанием для ее ликвидации.
Доводы апелляционной жалобы о возможности устранения выявленных нарушений путем внесения изменений в протоколы общих собраний и проведения повторных общих собраний, устранении в настоящее время нарушений в виде непредоставления ежегодных отчетов и неведения бухгалтерского учета отклоняются Судебной коллегией, поскольку в период, который подлежал проверке, органы управления общества сформированы не были, бухгалтерский учет за истекший период законным способом восстановлен быть не может.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 — 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Забайкальской региональной общественной организации «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» — без удовлетворения.
——————————————————————