Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПРОЕКТ Федерального закона № 746276-8

Проект
N 746276-8

Внесен Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

Статью 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2022, N 24, ст. 3937; 2024, N 1, ст. 48) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
«2.1. Указанное в части 1 настоящей статьи заявление может быть подано в арбитражный суд взыскателем или должником в срок, не превышающий одного года со дня исполнения должником судебного акта. По заявлению взыскателя или должника этот срок может быть восстановлен судом, если он был пропущен по уважительной причине.».

Статья 2

Статью 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2022, N 16, ст. 2600) дополнить частью пятой следующего содержания:
«5. Заявление об индексации присужденных денежных сумм может быть подано в суд взыскателем или должником в срок, не превышающий одного года со дня исполнения должником судебного акта. По заявлению взыскателя или должника этот срок может быть восстановлен судом, если он был пропущен по уважительной причине.».

Статья 3

Статью 189.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391; 2023, N 31, ст. 5775) дополнить частью 5.1 следующего содержания:
«5.1. Заявление об индексации присужденных денежных сумм может быть подано в суд взыскателем, не наделенным отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в срок, не превышающий одного года со дня исполнения должником судебного акта. По заявлению взыскателя этот срок может быть восстановлен судом, если он был пропущен по уважительной причине.».

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект) направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июня 2024 г. N 31-П (далее — Постановление N 31-П).
Постановление N 31-П принято в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК) во взаимосвязи с положениями части 5 статьи 3, статей 113, 117 АПК, статей 195, 196 и 205 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) ввиду возникновения при рассмотрении дела неопределенности относительно срока обращения взыскателя с требованием об индексации.
Конституционным Судом Российской Федерации статья 183 АПК признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой во взаимосвязи с частью 5 статьи 3, статьями 113 и 117 АПК, статьями 195, 196 и 205 ГК она позволяет произвольно определять срок для обращения взыскателя или должника в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм.
Конституционный Суд Российской Федерации возложил на федерального законодателя обязанность принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания указанной правовой нормы.
Требование об индексации в порядке, предусмотренном статьей 183 АПК, присужденных денежных сумм выступает процессуальной гарантией защиты имущественных интересов взыскателя от инфляционных процессов в период с момента вынесения судебного решения до его реального исполнения.
При этом установление сроков для защиты материального интереса и для реализации процессуальных прав нацелено на создание определенности в правоотношениях и на дисциплинирование их сторон, а отсутствие таких сроков может привести к ущемлению охраняемых законом интересов и взыскателя, и должника.
Законопроект предусматривает дополнение статьи 183 АПК частью 2.1, согласно которой заявление об индексации присужденных денежных сумм может быть подано в арбитражный суд взыскателем или должником в срок, не превышающий одного года со дня исполнения должником судебного акта. По заявлению взыскателя или должника этот срок может быть восстановлен судом, если он был пропущен по уважительной причине.
Поскольку однородные по своей правовой природе отношения должны регулироваться одинаково, законопроектом предусматривается дополнение статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК) частью пятой (с учетом изменений, вносимых Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а также статьи 189.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС) частью 5.1, закрепляющими аналогичную правовую регламентацию.
Предложенный в законопроекте годичный срок определен в качестве возможного в Постановлении N 31-П, он является разумным и обоснованным для подачи заявления об индексации присужденных денежных сумм.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит привести положения АПК, ГПК и КАС в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.

ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.

ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.