Вопрос: Организация реализовала покупателю партию товара, а через две недели приняла решение предоставить ему скидку, в связи с чем потребовалось выставить корректировочный счет-фактуру. Однако за это время у контрагента произошла реорганизация. Как заполнить строки 3, 3а и 3б корректировочного счета-фактуры: указать реквизиты покупателя до реорганизации или реквизиты правопреемника?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 6 июня 2024 г. N 24-24/071037@
Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее — Управление) в ответ на обращение ООО от 22.05.2024 (вх. от 28.05.2024), поступившее поручением от 28.05.2024, сообщает по фактам, изложенным в обращении, следующее.
Статьями 31 — 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определены права и обязанности налоговых органов, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Таким образом, на налоговые органы возложена обязанность предоставлять налогоплательщикам услугу по бесплатному информированию.
Порядок предоставления услуги по бесплатному информированию определен административным регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ (далее — Административный регламент).
В отличие от информирования консультирование представляет собой разъяснение заявителю всех возможных вариантов решения проблемной ситуации, последствий каждого из них и предоставление рекомендаций наиболее оптимального варианта решения.
Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 21 раздела II Административного регламента просьбы налогоплательщиков о проведении экспертиз договоров, учредительных или иных документов, а также о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах являются основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В этой связи в рамках предоставления налоговыми органами государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов экспертиза договоров (контрактов) и иных документов, а также оценка конкретных хозяйственных операций не осуществляются и консультационные услуги не оказываются.
Данная позиция подтверждается письмом ФНС России от 27.12.2018 N ГД-4-19/25766@ «О предоставлении консультационных услуг специалистами ФНС России».
Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.
Согласно положениям пунктов 1 — 2 статьи 50 Кодекса обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном указанной статьей. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.
На основании положений пункта 13 статьи 171 и пункта 10 статьи 172 Кодекса при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения количества отгруженных товаров, основанием для принятия к вычету НДС у продавца является выставленный продавцом корректировочный счет-фактура.
Согласно пункту 5.2 статьи 169 Кодекса в корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), должны быть указаны в том числе наименования, адреса и идентификационные номера продавца и покупателя.
Согласно подпунктам «ж» — «и» пункта 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, в строках 3, 3а и 3б корректировочного счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование, место нахождения, ИНН, КПП покупателя, указанные в счете-фактуре, к которому составляется корректировочный счет-фактура.
Таким образом, при оформлении корректировочного счета-фактуры данные реквизиты должны соответствовать реквизитам продавца и покупателя, действительным на момент составления корректировочного счета-фактуры. При этом нормами статьи 169 Кодекса отражение в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не запрещено. В связи с этим в случае изменений каких-либо реквизитов, в том числе наименований, адресов продавца или покупателя товаров (работ, услуг), приходящихся на период времени между датой составления счета-фактуры при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и датой составления корректировочного счета-фактуры, в корректировочном счете-фактуре могут быть дополнительно отражены реквизиты, указанные в счете-фактуре, к которому составляется корректировочный счет-фактура (Письмо Минфина России от 04.09.2012 N 03-07-08/264).
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
1 класса
И.В.ШУЛЬГА
06.06.2024