Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

РЕШЕНИЕ Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 01.12.202 №12-1200/2021

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 01 декабря 2021 года

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Самсоновой Е.Б., при секретаре Казаковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муамара Ф. к СПб ГУП «Петербургский метрополитен», Управлению УМВД России по Центральному району о защите нарушенных прав, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

Истец Муамар Ф. обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга к СПб ГУП «Петербургский метрополитен», Управлению УМВД России по Центральному району 28 отдел полиции, о взыскании с ответчиков солидарно 100000 руб. в качестве компенсации морального вреда и возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 75000 руб. В обоснование заявленных требований ссылается на то обстоятельство, что 28.11.2020 около 18:00 находясь в вестибюле станции метро «Невский проспект-1», находясь около турникетов, ответчики, сначала сотрудники метрополитена, а далее сотрудники полиции незаконно вынуждали при нахождении на территории ГУП «Петербургский метрополитен» использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ), в том числе органов дыхания, не предложили ему маску (СИЗ), грубо с ним разговаривали, в отличии от иных пассажиров, которые данными средствами не пользовались, а проходили свободно, в данной ситуации истец чувствовал явную дискриминацию по отношению к себе, такими действиями должностных лиц ему был причинен моральный вред, ему было незаконно отказано в предоставлении услуги перевозки, а также он был незаконно задержан органами полиции, которых он вызывал дважды по телефону 102 в 18.11 и 18.22, в отношении него был незаконно составлен протокол об административном правонарушении. В связи с данными обстоятельствами, он опоздал на работу и лишился заработка.

Представитель истца Баранников Ю.Е. в судебном заседании настаивал на удовлетворении своих требовании в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в исковом заявлении.

Представитель ответчика СПб ГУП «Петербургский метрополитен» по доверенности – Чурак И.В. с исковыми требованиями не согласилась, поддержала ранее представленные возражения на иск.

Представитель УМВД России по Центральному району Андрющенко С.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, представил возражения на иск.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников сторон, приходит к следующим выводам.

В материалы дела представлено дело об административном правонарушении № 20967 в отношении Муамара Ф. ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданина <данные изъяты> возбужденного по ст. 19.3 ч.1 КоАП РФ, согласно протоколу об административном правонарушении АП № № от 28.11.2020 (ФИО <данные изъяты>), что 28.11.2020 около 18:20 по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 35 находясь в вестибюле станции метро «Невский проспект-1» Маумар Ф. оказал неповиновение сотрудникам полиции 1 взвода 2 роты № 3 на метрополитене ГУ МВД РФ сержанту полиции ФИО1 и сержанту полиции ФИО2., а именно 18.10 на просьбы инспектора СПб на ст. метро «Невский проспект» ФИО3 надеть маску ответил отказом, инспектор СПб на ст. метро «Невский проспект» ФИО3 вызвал сотрудников полиции, однако на требования сотрудников полиции 1 взвода 2 роты № 3 на метрополитене ГУ МВД РФ сержанта полиции ФИО1 и сержанта полиции ФИО2 прекратить противоправные действия и воспользоваться средством индивидуальной защиты, ответил отказом и тем самым оказал неповиновение законному требованию полиции.

Судом в судебном заседании была обозрена видеозапись с видеорегистратора «Дозор-78» старшего инспектора ДБТ-1 СТД ПТБ (зав. № № а именно файлы: № запись произведена 28.11.2021, предоставленные ГУП «Петербургский Метрополитен», согласно представленной записи усматривается, что Муамар Ф. (указанные обстоятельства не отрицает его представитель Баранников Ю.М.) был остановлен на ст. метро «Невский проспект» сотрудниками ГУП «Петербургский Метрополитен», которые предложили ему надеть маску (СИЗ), ссылаясь на обязанность граждан использовать в общественных местах, в том числе в общественном транспорте, средства индивидуальной защиты, на которые истец ответил отказом, ссылаясь на дискриминацию в отношении себя. Кроме того, сотрудник метрополитена предложил Муамар Ф. имеющуюся у него одноразовую маску, в опровержении довода истца в его иске.

Далее из записей усматривается, что к Муамару Ф. подошли сотрудники полиции 1 взвода 2 роты № 3 на метрополитене ГУ МВД РФ сержант полиции ФИО2. и сержанта полиции ФИО1., которые представились Муамару Ф. и попросили прекратить противоправные действия и воспользоваться средством индивидуальной защиты, требование сотрудников полиции Муамар Ф. не выполнил.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Перечень нематериальных благ определен ст. 150 ГК РФ.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями статей 1, 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда по правам человека с целью восстановления нарушенных прав и свобод человека, суду необходимо установить наличие факта нарушения этих прав и свобод, отразив указанное обстоятельство в судебном акте. Причиненные таким нарушением материальный ущерб и (или) моральный вред подлежат возмещению в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При определении компенсации морального вреда необходимо учитывать противоправное поведение причинителя вреда, наступившие последствия, а также наличие причинно-следственной связи между действиями виновного и наступившими последствиями.

13 марта 2020 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Постановление от 13.03.2020 N 121), которым, в том числе, постановлено ввести на территории Санкт-Петербурга режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 1).

09 мая 2020 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 276 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121», которым в Постановление от 13.03.2020 N 121 внесен ряд изменений, в том числе пунктом 1.8 постановлено дополнить Постановление от 13.03.2020 N 121 несколькими пунктами, включая пункт 2-20 следующего содержания:

«2-20. С 12.05.2020 по 31.05.2020 обязать граждан использовать в общественных местах, в том числе в объектах розничной торговли, общественном транспорте, включая такси, средства индивидуальной защиты».

Понятие «средств индивидуальной защиты», используемое в нормативном правовом акте, раскрыто в пункте 1.5 Постановления от 09.05.2020 N 276, которым пункт 2-5.3 Постановления от 13.03.2020 N 121, касающийся требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, изложен в следующей редакции: «Обеспечить соблюдение между работниками, работником и посетителем дистанции не менее 1,5 метра, а также использование работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания: гигиенических, в том числе медицинских, масок (одноразовых, многоразовых), респираторов и иных их заменяющих текстильных изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, и средств индивидуальной защиты рук (одноразовые перчатки) (далее — средства индивидуальной защиты, СИЗ), за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении при отсутствии иных лиц».

11.11.2020 Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 904 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121» в Постановление от 13.03.2020 N 121 внесен ряд изменений, в том числе продлен срок ношения СИЗ.

Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно — эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац четвертый пункта 1 статьи 2). К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1).

В соответствии с абзацами третьим и четвертым статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны, в том числе разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статья 10).

ГУП «Петербургский метрополитен» является государственным унитарным предприятием. В соответствии со ст. 49, ст. 50 ГК РФ, ст. 3 Закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предприятие имеет специальную правоспособность, согласно которой его права и обязанности ограничиваются предметом и целями деятельности, указанными в уставе предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) метрополитен является видом внеуличного транспорта.

Основным видом деятельности метрополитена является перевозка пассажиров. Обязанность обеспечивать пассажиров, заключающих договор перевозки, средствами индивидуальной защиты Уставом не предусмотрена.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

Для противодействия распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2020 N 822) (далее – Постановление № 121), введены режим повышенной готовности и ограничительные мероприятия.

Согласно п. 2-5. Постановления № 121 «Организациям и индивидуальным предпринимателям, на деятельность которых не распространяются запреты и ограничения, установленные постановлением:

«2-5.3 Обеспечить соблюдение между работниками, работником и посетителем дистанции не менее 1,5 метра, а также использование работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания: гигиенических, в том числе медицинских, масок (одноразовых, многоразовых), респираторов и иных их заменяющих текстильных изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, и средств индивидуальной защиты рук (одноразовые перчатки) (далее – средства индивидуальной защиты), за исключением случаев нахождения работника в обособленном посещении при отсутствии иных лиц».

В соответствии с п. 2-20 Постановления № 121 была установлена обязанность гражданам использовать по 29.11.2020 использовать средства индивидуальной защиты при посещении помещений организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, в том числе объектов торговли и бытового обслуживания, вокзалов, аэропорта, станций общественного транспорта, а также во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, на остановках общественного транспорта.

Пунктом 1.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2020 № 904 «О внесении изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121» пункт 2-5.3 Постановления № 121 изложен в новой редакции:

«2-5.3. Обеспечить соблюдение между работниками, работником и посетителем дистанции не менее 1,5 метра, а также использование работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания: респираторов, гигиенических, в том числе медицинских, масок (одноразовых, многоразовых), масок из текстильных материалов, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, и средств индивидуальной защиты рук (перчаток) (далее — средства индивидуальной защиты), за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении при отсутствии иных лиц».

По мнению суда из буквального прочтения нормы Постановления № 121 следует, что обязанность по использованию средств индивидуальной защиты возложена на граждан, которые пользуются услугами СПб ГУП «Петербургский метрополитен», в случае отказа пассажира от ношения СИЗ, ему может быть отказано в услуге по предоставлению перевозки.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 68-ФЗ, граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Утверждение истца о том, что метрополитен нарушает его права навязыванием обязательного использования масок при нахождении в метрополитене опровергнуто представленными выше требованиями законодательства, представленным ответчиками документами и не соответствует действительности. В целях исполнения обязанностей, установленных п. 2-5.3 Постановления № 121, в части обеспечения использования пассажирами средств индивидуальной защиты при их нахождении на территории метрополитена, в рамках своей компетенции, работники ГУП «Петербургский метрополитен» разъясняют пассажирам их обязанность находиться в общественном транспорте в маске и перчатках. Кроме того, в целях информирования пассажиров о необходимости исполнения требований Постановления № 121 помимо вышеуказанной информации о разъяснении работниками метрополитена пассажирам при входе их в метро обязанность использования СИЗ, также на наклонных ходах эскалаторов осуществляет трансляцию звуковых сообщений о необходимости использования на территории метрополитена средств индивидуальной защиты (масок и перчаток). Трансляция осуществляется ежедневно с 06:15 до 22:15 с периодичностью 1 раз в 15 минут.

Из пояснений представителя ответчика и представленных документов следует, что в целях реализации Федерального закона № 442-ФЗ Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 № 776 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» утверждены Правила пользования Петербургским метрополитеном, (далее – Правила пользования), разработанные в соответствии с Типовыми правилами пользования метрополитеном, утвержденными приказом Минтранса России от 26.10.2018 № 386.

На основании подп. 3 п. 18 Правил пользования, услуги по перевозке и провозу ручной клади метрополитеном не оказываются лицу, несоблюдающему Правила пользования, требования законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности и обязательные для исполнения гражданами правила поведения при введении режима повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – режим повышенной готовности) или чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 25 Правил пользования, перевозчик вправе расторгнуть в одностороннем порядке договор перевозки пассажира при несоблюдении пассажиром Правил, требования законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, обязательных для исполнения гражданами правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в таком случае плата за перевозку и провоз ручной клади пассажиру не возвращается в соответствии с Федеральным законом «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

На основании подпункта 1 пункта 26 Правил пользования, пассажир обязан выполнять требования работников метрополитена по соблюдению Правил пользования, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности и обязательных для исполнения гражданами правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Сотрудники ГУП «Петербургский метрополитен» не являются сотрудниками правоохранительных органов, и иными должностными лицами, на которых действующим законодательством возлагается контроль за соблюдением требований КоАП РФ и иных нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения при введенных ограничениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

С 30.06.2003 г. введены в действие «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.05.2003 (далее – Санитарные правила). Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295), Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта ЦУВС-782 от 14 сентября 2000 года (зарегистрировано Минюстом России 10 ноября 2000 года, регистрационный N 2447) (п. 1.2 Санитарных правил).

Санитарные правила устанавливают основные санитарно-гигиенические требования к стационарным объектам и подвижному составу метрополитенов и предназначены для создания благоприятных и безопасных условий перевозки пассажиров, сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности персонала, защиты окружающей среды в процессе эксплуатации метрополитенов (п. 2.1 Санитарных правил). В свою очередь, санитарные правила не содержат требования об обеспечении пассажиров средствами индивидуальной защиты в целях безопасных условий перевозки.

В ходе рассмотрения данного дела установлено, что со стороны ответчика СПб ГУП «Петербургский метрополитен» не установлено нарушений предписанными Санитарными правил требования, более того, установлено исполнение предписанные Санитарными правилами требования по созданию благоприятных и безопасных условий перевозки пассажиров, сохранению здоровья и поддержанию высокой работоспособности персонала, защите окружающей среды в процессе эксплуатации метрополитенов.

На основании ч.2 ст. 19 Конституции РФ 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

На основании ч.3 ст. 62 Конституции РФ 3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации

Т.о. иностранный гражданин Сирийской Аребской Республики Муамар Ф. несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Утверждения Истца о том, что только в отношении по требованию ношения СИЗ являются дискриминационными, не соответствуют представленным выше нормам закона.

Таким образом, метрополитен выполняет все необходимы меры, предусмотренные действующим законодательством, для обеспечения безопасности пассажиров в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Появление физического лица в метрополитене без СИЗ будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории метрополитена, в связи с чем ГУП «Петербургский метрополитен», отказывая заключить договор перевозки не ущемляет права граждан, поскольку такие действия со стороны Ответчика отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений.

В соответствии с частью 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обязаны обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Постановление № 121) на территории Санкт-Петербурга с 13.03.2020 введены режим повышенной готовности и ограничительные мероприятия.

Пунктом 2-20. Постановления № 121 предусмотрено по 15.05.2021 обязать граждан использовать средства индивидуальной защиты при посещении помещений организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, в том числе объектов торговли и бытового обслуживания, вокзалов, аэропорта, станций общественного транспорта, а также во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, на остановках общественного транспорта, за исключением работников перевозчика, находящихся в кабине транспорта общего пользования, оборудованной изолированной перегородкой от основного отделения транспорта общего пользования (в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2020, от 11.11.2020 № 904, от 30.12.2020 № 1256, от 29.01.2021 №32).

Перевозчикам при оказании услуг по перевозкам пассажиров не допускать нахождения работников и пассажиров во всех видах пользования, в том числе такси, без средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук, указанных в пункте 2-5.3 постановления, за исключением работников перевозчика, находящихся в кабине транспорта общего пользования, оборудованной изолированной перегородкой от основного отделения транспорта общего пользования.

Пунктом 2-5.3. Постановления № 121 предусмотрено организациям, на деятельность которых не распространяются запреты и ограничения, предусмотренные постановлением обеспечить соблюдение между работниками, работником и посетителем дистанции не менее 1,5 метра, а также использование работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания: респираторов, гигиенических, в том числе медицинских, масок (одноразовых, многоразовых), масок из текстильных материалов, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, и средств индивидуальной защиты рук (перчаток) (далее — средства индивидуальной защиты), за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении при отсутствии иных лиц.

Вышеуказанные ограничительные мероприятия были обусловлены необходимостью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) представляет опасность для населения, влечет за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей.

Обязанность по использованию средств индивидуальной защиты возложена на граждан. Постановлением № 121 не установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять средства индивидуальной защиты гражданам, находящимся на их территории.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Обязанность по использованию средств коллективной и индивидуальной защиты в соответствующей ситуации возложена на граждан безотносительно от источника предоставления этих средств, в то время, как в отношении другого имущества, предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, введена обязанность по использованию имущества, предоставленного соответствующими органами власти и организациями.

Что касается требований истца к ответчику УМВД России по Центральному району, суд приходит к следующему:

Положениями пункта1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) предусмотрено, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в ч. 2 ст. 27 указанного закона, имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.

В соответствии со ст. 27.2. КоАП РФ доставление — это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В качестве мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, связанных с временным принудительным ограничением свободы, данный Кодекс предусматривает доставление, административное задержание и привод (статья 27.1).

Доставление и привод являются принудительным препровождением лица для составления протокола, совершения других процессуальных действий по делу об административном правонарушении ( статьи 27.2 и 27.15)

В связи с вышеизложенным и учитывая обстоятельства, при которых было осуществлено доставление в отдел полиции, нежелание реагировать на законные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия, что не позволяло составить протокол об административном правонарушении на месте по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, факт доставления Муамара Ф. законны и обоснованы.

Таким образом, сотрудники полиции действовали в строгом соответствии с требованиями КоАП РФ и требованиями вышеуказанного ведомственного нормативно правового акта.

Из представленной видеозаписи с видеорегистратора, суд не усмотрел грубого отношения представителя СПб ГУП «Петербургский метрополитен и сотрудников полиции к истцу, напротив указанные лица были вежливы, не допускали в отношении к истцу противоправных действий, вели себя в пределах предоставленных им полномочий.

Таким образом, анализируя изложенное выше, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца Муамара Ф. о взыскании компенсации морального вреда, поскольку не доказано нарушение его прав со стороны ответчиков. Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании судебных расходов, в связи с отказом в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях Муамара Ф. к СПб ГУП «Петербургский метрополитен», Управлению УМВД России по Центральному району о защите нарушенных прав, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Е.Б. Самсонова

Решение в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2021 года