Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов. В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — закон о прокуратуре). Прокуратура — это надзорный орган, потому что осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование и иные функции (ч. 1 ст. 1 закона о прокуратуре).
Законом о прокуратуре установлены цели ее деятельности (ч. 2 ст. 1), а именно обеспечение:
- верховенства закона;
- единства и укрепления законности;
- защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Граждане могут адресовать в надзорные органы различные обращения, содержащие сведения о нарушении российского законодательства. Рассмотрим в данной статье, каким образом и в какой форме подаются эти обращения и как на них реагирует прокуратура.
В надзорные органы подаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие информацию о нарушении законов (ч. 1 ст. 10 закона о прокуратуре). Подать их могут как граждане России, так и иностранные граждане или лица без гражданства. Обращения рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – инструкция), а также Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
Обращение может иметь следующий вид:
- жалоба – просьба заявителя о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов;
- заявление, а точнее просьба лица о содействии в осуществлении прав и свобод или сообщение о нарушении законов, а также недостатках в работе или даже критика органов власти и должностных лиц;
- предложение, то есть рекомендация заявителя относительно совершенствования законов или деятельности органов власти, развития общественных отношений, улучшения взаимодействия государства и общества;
- ходатайство, то есть просьба заявителя о признании определенного статуса, прав или свобод.
Основаниями для обращения в надзорные органы согласно п. 2.1 инструкции являются нарушения:
- законодательства;
- охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина (ст. 26, 27 закона о прокуратуре),
- интересов общества и государства.
Обращение может содержать заявление о нарушении прав на медицинскую помощь и охрану здоровья, социальное обеспечение, избирательных, трудовых, жилищных и иных прав и свобод человека и гражданина.
Адресуют надзорным органам жалобы:
- на пристава или налогового инспектора, полицию, на органы власти и должностных лиц;
- работодателя, касающиеся несоблюдения норм трудового законодательства;
- нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- нарушения со стороны застройщиков;
- нарушения законодательства о защите прав потребителей;
- администрацию коммерческих и некоммерческих компаний, общественных, религиозных и иных организаций.
Обратиться в надзорные органы можно как индивидуально, так и коллективно, то есть совместно двум или более лицам. К коллективному относится также обращение, принятое на собрании граждан или в ходе митинга и подписанное их организаторами или участниками (пп. 6 п. 1.9 инструкции).
Какой-либо утвержденной формы обращения в органы прокуратуры не существует, поэтому составляется оно в произвольной форме. Тем не менее, даже если подается онлайн-документ, он должен быть составлен по определенным правилам, иначе можно получить отказ.
Если текст обращения не позволит определить суть жалобы, предложения или заявления, то ответ на него не дадут, и на рассмотрение в органы власти не направят, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения будет сообщено заявителю (абз. 3 п. 2.9 инструкции). Также не приведет к желаемому результату и останется без ответа письменное обращение, которое не будет поддаваться прочтению (п. 2.11 инструкции).
Согласно пункту 2.8 инструкции, ст. 7 закона о порядке рассмотрения обращений граждан в просьбе необходимо указать:
- государственный орган, в который направляется жалоба или заявление, либо фамилию, имя, отчество, занимаемую должность должностного лица;
- Ф.И.О. заявителя;
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- дату обращения и личную подпись;
- изложить суть вопроса и предоставить всю информацию, достаточную для разрешения обращения;
- приложить копии документов, подтверждающих содержание жалобы или заявления.
При подаче электронного документа автор должен указать свою фамилию, имя, отчество и адрес электронной почты, на который нужно направить ответ. Гражданин также вправе приложить необходимые материалы в электронной форме.
Устное обращение в надзорные органы, как и заявленное в иной форме, непременно должно содержать информацию о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. Устное обращение обычно излагается при личном приеме (п. 2.1 инструкции).
Важно помнить о том, что при подаче в органы прокуратуры сообщений о преступлениях они не разрешаются данными органами. В случае направлении таких сообщений они передаются в компетентный орган, уполномоченный их рассматривать (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 № 212, п. 2.2 инструкции).
Жалоба, заявление, предложение или ходатайство должны быть изложены деловым языком. Вне зависимости от деталей произошедшего лучше избегать излишних эмоций. Текст нужно составить как можно более лаконично, но при этом по максимуму наполнить его фактами. Необходимо избегать указания недостоверной информации: если ложь вскроется, автор может быть привлечен к ответственности. И конечно же, обращение не должно содержать оскорбительные выражения или нецензурную брань.
Обращение в прокуратуру, в том числе и жалоба, может быть подана устно или письменно, а также в электронном виде (пп. 1 п. 1.9 инструкции). Но все же письменная форма или электронный документ будут предпочтительнее, чем устное обращение.
Направить жалобу, заявление, предложение или ходатайство можно следующими способами (п. 2.1 инструкции):
- по почте;
- телеграфу;
- факсимильной связи;
- с помощью информационной системы общего пользования;
- при личном приеме у должностного лица органа прокуратуры.
В электронном формате жалоба или заявление могут быть поданы через официальный сайт прокуратуры. Сделать это возможно двумя способами: первый – пройти авторизацию через портал «Госуслуги», второй – подать обращение без авторизации.
Можно подать электронное обращение и непосредственно через портал «Госуслуги». Для этого нужно зайти в свой личный кабинет на портале и выбрать функцию «Услуга по подаче обращений граждан в органы прокуратуры Российской Федерации», а затем нажать на кнопку «Подать обращение» и заполнить необходимые данные.
Нормативно-правовыми актами предусмотрено создание мобильных и временных приемных органов прокуратуры. Приказом Генпрокуратуры России от 04.10.2021 №575В утверждено «Типовое положение о мобильных и временных приемных органов прокуратуры Российской Федерации». В органах прокуратуры города Москвы на основании п. 1 Распоряжения Прокуратуры города Москвы от 07.02.2020 № 20/45р создана мобильная приемная для выездного личного приема граждан в органах и организациях, в том числе в социальных и лечебных учреждениях.
Жалоба в прокуратуру может быть подана не только на действия организаций, органов или должностных лиц, но также и на их бездействие. Если действие – это активная форма поведения, то бездействие – пассивная.
В совокупности можно указать следующие признаки бездействия:
- бездействие должно быть выражено в чем-то конкретном;
- лицо, не совершившее это конкретное действие, обязано было его совершить;
- имелась реальная возможность совершить это конкретное действие.
Подача жалобы в надзорные органы на бездействие лиц осуществляется по общим правилам направления обращений, рассмотренным выше.
Частой причиной подачи жалоб является бездействие сотрудников полиции. Если в органах МВД не приняли заявление гражданина о совершении каких-либо противоправных действий, то его жалоба в прокуратуру на отказ в возбуждении уголовного дела выступит способом повлиять на полицию без вмешательства судебной инстанции. Заявление может быть написано как на конкретного сотрудника полиции, так и на руководителя участка. Если же прокуратура откажет в рассмотрении поданной жалобы, останется возможность защитить свои права посредством обращения в суд.
Здесь приведем образец жалобы в надзорные органы — прокуратуру Российской Федерации.
Поступившие в прокуратуры обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их получения надзорными органами (ст. 2.3 инструкции).
Содержание устного обращения граждан заносят в специальную компьютерную базу данных или в книгу регистрации приема посетителей. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют проверки, ответ с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. Об этом делается соответствующая запись. Гражданам могут быть даны устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке им следует обращаться. В других случаях письменный ответ дается по существу поставленных в обращении вопросов (абз. 2 и 3 п. 7.8 инструкции).
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан осуществляется отделом по приему граждан в день их обращения с участием при необходимости представителей других подразделений (п. 7.1 инструкции).
Начальники главных управлений, управлений и отделов, их заместители принимают граждан с обращениями на решения, ранее принятые в соответствующих подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Прием Генеральным прокурором и его заместителями осуществляется по обращениям, которые разрешались в Генеральной прокуратуре Российской Федерации начальниками главных управлений, управлений и отделов, либо по обращениям на действия прокуроров субъектов России, руководителей других правоохранительных органов, министерств и ведомств (п. 7.2 инструкции).
Все обращения, поступившие в надзорные органы, обязательно рассматриваются (п. 3.1 инструкции). По результатам предварительного рассмотрения принимается одно из следующих решений:
- о принятии к разрешению;
- об оставлении без разрешения;
- передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
- направлении в другие органы;
- прекращении рассмотрения обращения;
- приобщении к ранее поступившему обращению;
- возврате заявителю.
По итогам рассмотрения обращения выносятся следующие решения (п. 4.14 инструкции):
- «удовлетворено». Это означает, что приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
- «удовлетворено повторное обращение». Если подтверждаются факты волокиты и небрежности при рассмотрения предыдущего обращения, может быть принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры, либо по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения;
- «отклонено». То есть требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
- «разъяснено». Заявителю направлена информация и разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;
- «принято иное решение». Такая формулировка может означать, что обращение оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного или наблюдательного производства, прекращена переписка;
- «направлено». Обращение направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию с учетом их компетенции.
В соответствии с подпунктами 5.1, 5.1.1 инструкции срок для рассмотрения обращений и принятия по ним решения должен составлять не более 30 дней с момента их регистрации в органах прокуратуры. Если заявления или жалобы не требуют дополнительного изучения и проверки, то они рассматриваются в течение 15 дней.
Особый срок рассмотрения установлен для обращений ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, граждан РФ, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест, созданных в период Второй мировой войны фашистами и их союзниками для принудительного содержания, о нарушении их прав и свобод. Они разрешаются в течение 15 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры, а не требующие дополнительного изучения и проверки обращения — в течение 7 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если предусмотренный для разрешения заявлений и жалоб срок истекает в выходной или праздничный день, то последним днем этого срока будет считаться следующий за ним рабочий день.
Каждое обращение должно получить своевременное, объективное решение, обеспечивающее защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, укрепляя законность и правопорядок государства. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд (ч. 3 ст. 10 закона о прокуратуре).
Вы можете оставить первый комментарий