Над статьей работали:
Автор: Елена Хребтиевская; редактор: Александр Чепенко
Налоговые органы рассматривают жалобы, поступившие в отношении субъектов предпринимательской деятельности, а также жалобы на действия (бездействие) своих должностных лиц. В материале обратим внимание на особенности таких жалоб. Расскажем, какими способами их можно направить и окажет ли воздействие анонимное обращение.
Содержание
- Как написать анонимную жалобу в налоговую инспекцию
- Кто может обратиться с жалобой в налоговую инспекцию
- Жалоба в налоговую инспекцию на ИП или компанию
- Жалоба в налоговую инспекцию на работодателя
- Жалоба в вышестоящую налоговую инспекцию
- Как подать жалобу в налоговую инспекцию
Как написать анонимную жалобу в налоговую инспекцию
Анонимные жалобы, как правило, связаны с намерением заявителя сообщить в налоговый орган о нарушениях, которые допускает индивидуальный предприниматель (ИП) или организация в ходе своей деятельности. При этом заявитель во избежание негативных последствий для себя не желает сообщать свои данные. Подаются они в письменной форме на бумажном носителе. Представление заявления через электронные сервисы Федеральной налоговой службы РФ анонимность обеспечить не может.
Такие жалобы являются одной из форм обращения граждан (организаций) в органы государственной власти. Их рассмотрение подпадает под действие Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (закон № 59), которым закреплено следующее правило.
Если в письменном обращении (жалобе) не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому следует ответить, на обращение ответ не дается (ст. 11 закона № 59).
Однако это не означает, что сведения, указанные в письменной анонимной жалобе, останутся без внимания. Закон предусматривает рассмотрение такого обращения, если в нем содержатся сведения о противоправном деянии, а также о лице, которое его готовит, совершает или совершило. В таком случае анонимные сообщения могут даже послужить поводом для проведения налоговой инспекцией контрольных мероприятий.
В качестве примера приведем следующую ситуацию.
В Управление ФНС по Свердловской области поступило анонимное письмо от предпринимателей города. Сообщение датировано 05 мая 2021 года. В письме были указаны факты ведения предпринимательской деятельности без осуществления регистрации и уплаты налогов работниками студии красоты «Мята».
В связи с этим письмом Управление ФНС России по Свердловской области направило в межрайонную инспекцию № 27 поручение о проведении контрольных мероприятий. В рамках таких мероприятий сотрудниками инспекции 28 мая 2021 года проведен рейд с целью обследования помещения студии красоты, а также запрошены в ПАО «Сбербанк» операции по счетам с 1 января 2018 года.
Гражданка С. посчитала действия налогового органа незаконными и обратилась в суд. Пояснила, что в студии находилась на самостоятельной практике после прохождения обучения. Там производила реконструкцию волос своим знакомым для тренировки навыков, пополнения портфолио, а не для получения прибыли и материальной выгоды. Гражданка С. указала, что обращения, которые не позволяют установить заявителя, не могут служить основанием для проведения проверки.
Представитель межрайонной инспекции № 27 в суде пояснила, что в отношении гражданки С. налоговая проверка не проводилась. Осуществлялись только контрольные мероприятия применительно к студии красоты. Мероприятия проводились на основании поручения Управления ФНС по Свердловской области. Их целью являлось выявление нарушений налогового законодательства со стороны С., чтобы побудить ее зарегистрировать свою деятельность надлежащим образом, задекларировать доходы и уплатить соответствующие налоги. Запросы по счетам С. направлены с целью установления круга лиц, которым истец оказывала услуги.
Суд разъяснил следующее. В обращении (анонимном) содержалась информация о возможном ведении лицами, в том числе С., предпринимательской деятельности без осуществления регистрации и уплаты налогов. Поэтому управление обоснованно направило в межрайонную инспекцию № 27 поручение о проведении контрольных мероприятий.
Как указал суд, налоговый контроль включает в себя не только выездные и камеральные проверки, но и иные действия, проводимые вне рамок таких проверок. В оспариваемом поручении каких-либо ссылок на анонимное обращение не содержится. В связи с этим не имеется оснований полагать, что данное контрольное мероприятие проведено на основании анонимного обращения. Поручение о проведении осмотра студии красоты прав и законных интересов истца не нарушает.
Действия по получению информации с банковских счетов также не признаны судом незаконными.
В итоге суд сделал вывод, что оснований для удовлетворения искового требования гражданки С. не имеется (Решение Качканарского городского суда Свердловской области от 02.02.2022 по делу № 2а-54/2022, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.05.2022 по делу № 33а-6356/2022).
Анонимные сообщения могут быть также связаны с наличием в действиях конкретных сотрудников налоговых органов признаков противоправного деяния.
В положении о структурных подразделениях центрального аппарата ФНС, утвержденном Приказом ведомства от 06.04.2006 № САЭ-3-15/212@, указано следующее. Управление собственной безопасности налоговой службы рассматривает в пределах своей компетенции жалобы и обращения граждан и организаций, в том числе анонимные, по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений со стороны работников налоговых органов (п. 3.22).
Кто может обратиться с жалобой в налоговую инспекцию
Если жалоба в налоговый орган связана с действиями субъектов предпринимательской деятельности, ее вправе представить в ФНС любое заинтересованное лицо. Обращение рассматривается в порядке, предусмотренном законом № 59.
Если обжалуются ненормативный акт, действие или бездействие налогового органа, то заявителями вправе выступать физические и юридические лица, права которых нарушены данными актами, действием или бездействием (п. 1 ст. 137 Налогового кодекса РФ).
Жалоба в налоговую инспекцию на ИП или компанию
Такие обращения чаще всего представляют собой сигналы о незаконном ведении предпринимательской деятельности либо о нарушении ИП (организацией) порядка уплаты налогов.
Заявление третьего лица о возможных нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах не относится к налоговым рискам и не является безусловным основанием для проведения выездной налоговой проверки (письмо ФНС РФ от 10.09.2021 № СД-4-2/12900@). При этом, как указывалось, такие жалобы могут являться основанием для проведения иных контрольных мероприятий.
Жалоба в налоговую инспекцию на работодателя
Такие жалобы чаще всего обусловлены наличием у работодателя серой схемы оплаты труда.
Выплата серой зарплаты не относится к налоговым правонарушениям. При этом налоговую ответственность влечет неперечисление НДФЛ и неуплата страховых вносов с неофициальной части зарплаты.
Поэтому жалоба работника, обращение или письмо о выплате неучтенной зарплаты или зарплаты в конвертах является основанием для проведения контрольно-аналитических мероприятий. В рамках таких мероприятий осуществляется сбор необходимых доказательств занижения налоговой базы и неуплаты страховых взносов (письмо УФНС России по МО от 27.07.2020 № 10-17/051757@).
Кроме того, жалобы о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы, неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иная аналогичная информация учитывается при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
Жалоба в вышестоящую налоговую инспекцию
Предметом обжалования могут быть не только нарушения законодательства о налогах и сборах со стороны субъектов предпринимательства. Действия самих налоговых органов также могут предметом жалоб. В таком случае порядок их и рассмотрения регулируется разделом VII Налогового кодекса РФ.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц. Это, в частности:
— требование налогового органа о предоставлении информации (документов), пояснений;
— вызов лица на допрос в качестве свидетеля;
— отказ в принятии налоговой декларации;
— приостановление операций по счетам в банках;
— требование об уплате задолженности;
— отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки).
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, действия должностных лиц которого обжалуются. По общему правилу она может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Если предметом обжалования является не вступившие в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к такой ответственности), это определяется НК РФ как апелляционная жалоба. Она подается до дня вступления в силу обжалуемого решения.
Закон предусматривает два варианта рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на действия налогового органа:
1. В порядке, предусмотренном статьей 140 НК РФ (общий порядок). Жалобу рассматривает вышестоящий налоговый орган. В некоторых случаях – с участием заявителя.
Рассмотрение может осуществляться с использованием видео-конференц-связи.
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган может:
— оставить ее без удовлетворения;
— отменить незаконный ненормативный акт или решение налогового органа;
— принять по делу новое решение.
Решение по жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение об отказе в привлечении к ответственности) принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
2. В упрощенном порядке, предусмотренном ст. 140.1 НК РФ.
Упрощенно могут рассматриваться лишь жалобы, направленные в электронной форме, если в обращении содержится такая просьба.
Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется налоговым органом, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Срок — 7 дней.
Как подать жалобу в налоговую инспекцию
1. Жалоба связана с деятельностью юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и подлежит рассмотрению в порядке, установленном законом № 59. Обратиться можно:
— через Интернет в электронном виде с официального сайта ФНС (посредством онлайн-сервиса «Обратиться в ФНС России»);
— в письменном виде (почтовая, факсимильной связь) по адресу ФНС (территориальных налоговых органов);
— на личном приеме в ФНС (территориальных налоговых органах).
2. Обжалуется ненормативный акт, действие или бездействие налогового органа. Жалобу в вышестоящий налоговый орган можно представить:
— в письменной форме;
— электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (через систему представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде);
— через личный кабинет налогоплательщика (физического лица или ИП) (ст. 139.2 НК РФ).
Приказом ФНС РФ от 02.09.2024 № ЕД-7-9/693@ утверждена форма жалобы, направляемой в электронном виде. Она же может быть использована в качестве образца при подготовке документа в письменном виде.
Обжаловать действия налоговых органов также можно в прокуратуре.
Вы можете оставить первый комментарий