Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Защищенное географическое указание

Наш материал посвящен сегодня географическому указанию — самому молодому из ныне существующих в России средству индивидуализации. Рассмотрим его особенности и отличия от такого средства, как наименования места происхождения товара. Разберем, какая охрана географического обозначения предусмотрена законом. Поговорим о том, как зарегистрировать это средство индивидуализации и приведем его примеры.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Географическое указание и наименование места происхождения товара
  2. Регистрация географического указания
  3. Знак географического указания
  4. Исключительное право на географическое указание
  5. Пример географического указания
  6. Реестр географических указаний

Географическое указание и наименование места происхождения товара

Однозначное определение средств индивидуализации в российском законодательстве отсутствует. Их использование помогает выделить конкретное лицо, его товары, работы или услуги из общей массы схожих лиц и объектов. Отечественный гражданский кодекс содержит закрытый перечень средств индивидуализации, которые охраняются как результаты интеллектуальной деятельности. К ним относятся и такие виды, как географическое указание и наименование места происхождения товара (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Два этих средства индивидуализации имеют много общего. Не зря п. 3 ст. 1516 ГК РФ прямо указывает, что правила о географических указаниях применяются и к наименованиям мест происхождения товаров, если кодексом не установлен другой порядок. Однако между ними также немало и различий.

Географическим указанием (ГУ) признается охраняемое законом обозначение, с помощью которого товар идентифицируется как (п. 1 ст. 1516 ГК РФ):

  • имеющий происхождение на территории конкретного географического объекта, где должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства этого товара, влияющая на формирование его специфических характеристик;
  • наделенный особыми характеристиками, связанными с его географическим происхождением.

Рассматриваемое средство индивидуализации характеризуют следующие моменты:

  • его нужно зарегистрировать, поскольку только в этом случае оно признается и охраняется законом (п. 1 ст. 1518 ГК РФ);
  • его правообладателями могут быть граждане, компании, ассоциации (союзы) или другие объединения лиц, образование и действия которых не вступает в противоречие с законодательством страны происхождения товара (п. 1 ст. 1518 ГК РФ);
  • самостоятельные исключительные права на одно и то же географическое указание в некоторых случаях могут одновременно принадлежать различным лицам (п. 4 ст. 1229, п. 2 ст. 1518 ГК РФ);
  • исключительное право на него имеет срочный характер. Действие этого права длится 10 лет. Однако в дальнейшем его допустимо неограниченное число раз продлевать вновь на такой же срок. Прекращено такое право может быть не только в связи с завершением срока его действия, но также и досрочно по другим основаниям (п. п. 1, 2 ст. 1531, п. 2 ст. 1536 ГК РФ).

Все перечисленные характеристики справедливы и по отношению к наименованию мест происхождения товара (НМПТ), что следует из п. 3 ст. 1516 ГК РФ. Такое средство индивидуализации также признается охраняемым обозначением. При этом оно имеет свои особенные черты (п. 1 ст. 1516 ГК РФ):

  • представляет собой название географического объекта, содержит такое название или производное от него. Использоваться для этого могут современное и историческое, официальное и неофициальное, полное и сокращенное название страны, местности или другого объекта;
  • его известность связана с использованием наименования в отношении товара, специфические свойства которого определяются характерными для конкретного географического объекта природными условиями или людскими факторами. При этом основополагающим признается тот факт, что на территории географического объекта происходят все стадии производства товара, оказывающие значительное влияние на формирование его особых свойств.

Правовой охране таких обозначений, как ГУ и НМПТ одновременно посвящен параграф 3 главы 76 части 4 ГК РФ. При имеющемся сходстве, законодательство и правовая доктрина все же разделяют эти понятия, поскольку между ними есть и определенные различия. Так, в обоих случаях делается ссылка на географическое место происхождения товара. Но при использовании НМПТ указывается район или местность, характерные природные или этнографические факторы которых влияют на качественные особенности товаров. Это средство индивидуализации акцентирует внимание на определенных свойствах товара. В качестве примера НМПТ можно привести следующие названия:

  • Горячий ключ-6 (минеральная вода);
  • Осетинская костюмная кукла (керамические куклы в мужских и женских национальных осетинских костюмах);
  • Романовская игрушка (глиняная игрушка декоративно-прикладного и игрового назначения);
  • Семикаракорская керамика (фаянсовые изделия с ручной росписью декоративно-художественного и утилитарнобытового назначения);
  • Сыр угличский (сыр полутвёрдый);
  • Сыр ярославский (сыр полутвёрдый);
  • Cuba (ром).

ГУ происхождения товара тоже обозначают географическое место происхождения или добычи товара, но при этом связь между географическим названием и специфическими качествами товара выражена не так ярко, хотя тоже присутствует. Указание на происхождение товара может быть не только в словесной форме, но также при помощи географических карт и других изображений, национальных символов, специальных эмблем.

Применение ГУ и НМПТ выгодно как производителю, так и потребителю. Оно позволяет потребителям отличать продукцию определенного производителя от схожей продукции его конкурентов. Люди готовы больше заплатить за изделия, сопровождаемые ГУ и НМПТ, поскольку уверены в их качестве. Благодаря этому товар успешно продвигается на рынке, увеличиваются объемы его реализации, расширяется и развивается производство.

Регистрация географического указания

Правовую охрану ГУ товара в России предоставляют на основании его госрегистрации. То есть такой статус обозначение не может получить автоматически. Для этого оно должно соответствовать установленным законом критериям, что подтверждается при регистрации (п. 1 ст. 1518 ГК РФ).

Такую регистрацию осуществляет специальное ведомство — Роспатент. Проведенная процедура признается основанием для предоставления исключительного права на ГУ, которое удостоверяют свидетельством.

В Роспатент нужно подать заявку. В ней должны быть указаны характеристики товара, его определенные качества, репутация, которые в значительной степени вытекают из его географического происхождения. На основании поданной заявки проводится экспертиза заявленного обозначения, по итогам которой ведомство принимает положительное или отрицательное решение. Кроме того, для успешной регистрации ГУ должны отсутствовать возражения, предусмотренные п. 3 ст. 1524 ГК РФ. Согласно этой норме после публикации сведений о принятой к рассмотрению заявке любое лицо на протяжении 3 месяцев может представить в Роспатент возражение против предоставления правовой охраны ГУ или исключительного права на него. Однако такие возражения могут быть отклонены.

Если все критерии будут соблюдены, то Роспатент проведет госрегистрацию ГУ в Государственном реестре указаний и наименований (ст. 1529 ГК РФ). В реестре отразят само географическое указание, информацию о лице или лицах, обладающих исключительным правом на ГУ и правом его использования. Кроме того, в него внесут описание характеристик товара, для индивидуализации которого зарегистрировано ГУ. Также туда могут включить любые другие сведения, относящиеся к госрегистрации или предоставлению исключительного права на географическое указание, продлению срока его действия и последующие изменения таких сведений.

Проведенная процедура регистрации удостоверяется свидетельством об исключительном праве на географическое указание. Оно выдается Роспатентом в форме электронного документа. Но при желании заявителя, этот документ могут выдать также и на бумаге (ст. 1530 ГК РФ).

Знак географического указания

На товаре рядом с ГУ может проставляться специальный знак охраны. Это своеобразная предупредительная маркировка. Делают ее в виде словесных обозначений «зарегистрированное географическое указание» или соответствующей эмблемы, которые говорят о том, что данное обозначение является зарегистрированным средством индивидуализации (ст. 1520 ГК РФ).

Эмблемы для географических указаний были разработаны Роспатентом и отобраны по итогам голосования с участием общественности, представителей бизнеса, специалистов в области интеллектуальной собственности. Образцы используемых эмблем закреплены Приказом Роспатента от 03.07.2020 № 94. В приложении № 2 к этому Приказу говорится, что знак охраны ГУ в виде эмблемы представляет собой изображение стилизованного монохромного геральдического знака — эмблемы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, учрежденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.12.2019 № 784. Изображение заключено в кольцо с инвертированной надписью по кругу: «Географическое указание».

Ставить на товарах отметку с защищенным таким знаком обозначением могут лица, имеющие право использования ГУ на основании п. 2 ст. 1518 ГК РФ. Речь в частности идет о субъектах, зарегистрировавших соответствующее средство индивидуализации.

Исключительное право на географическое указание

Содержание исключительного права на ГУ раскрывается в статье 1519 ГК РФ. При этом общие положения о содержании исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые применяют, в том числе в данной ситуации, содержатся в ст. 1229 ГК РФ. Правообладатель может использовать этот результат или средство на свое усмотрение любым способом, который не противоречит закону. Он вправе распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если ГК РФ не содержит других указаний. Кроме того, правообладатель может самостоятельно разрешать или запрещать другим субъектам использовать результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом отсутствие такого запрета не будет считаться разрешением. Все перечисленное в полной мере касается и правообладателей ГУ.

Отечественное законодательство допускает, что у одного и то же ГУ может быть несколько независимых правообладателей. Поэтому конкуренция между ними неизбежна. Тем не менее, каждый из правообладателей обладает правовой монополией на использование географического указания лишь в отношении третьих лиц, но не по отношению друг к другу.

В п. 2 ст. 1519 ГК РФ зафиксировано, какие действия считаются использованием географического указания. Однако приведенный список является открытым. В него входит размещение географического указания:

  • на товарах, этикетках и упаковках производимых, продаваемых или демонстрируемых товаров;
  • на счетах, бланках, других бумагах и в печатных изданиях, которые связаны с введением продукции в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже изделий, в объявлениях, на вывесках, в рекламе;
  • в интернете, в частности, в доменном имени, а также при других способах адресации.

Что же законом признается незаконным применением ГУ? Такие случаи приведены в п. 3 ст. 1519 ГК РФ. Прежде всего, это использование зарегистрированного географического указания субъектами, у которых нет права его использовать. Здесь нужно исходить из того, что право на использование географического указания признается исключительным в том смысле, что лицо, не зарегистрированное в качестве обладателя права на него и не имеющее соответствующего свидетельства, не может использовать зарегистрированное обозначение. Это правило действует, даже если указывается подлинное место происхождение товара, название прописывают в переводе или в сочетании выражениями «род», «тип», «имитация». В данном случае потребитель может быть введен в заблуждение.

Незаконным также признается использование зарегистрированного ГУ субъектами, обладающими правом на его применение, но в отношении товара, не имеющего указанные в госреестре характеристики, либо произведенного за пределами границ указанного в госреестре географического объекта. То есть, хотя географическое указание и было зарегистрировано лицами, которые вправе его использовать, однако сам товар не обладает нужными характеристиками.

Кроме того, не является законным применение для любых товаров обозначения, включающего в себя, воспроизводящего или имитирующего уже зарегистрированное ГУ, что может ввести потребителя в заблуждение по поводу места происхождения или характеристик товара.

Пример географического указания

Чтобы привести пример ГУ, достаточно обратиться к госреестру таких средств индивидуализации. В качестве зарегистрированных обозначений там указаны следующие:

  • Башкирская пуховая шаль (пуховая шаль);
  • Белёвская смоква (смоква);
  • Борецкая роспись (изделия из древесины с ручной росписью декоративно-художественного и утилитарнобытового назначения);
  • Вологодский иван-чай (травяной чай);
  • Корейский красный женьшень (красный женьшень);
  • Кубань. Долина реки Афипс (вино);
  • Мелитопольская черешня (черешня);
  • Минусинское масло (масло сливочное);
  • Мордовский сидр (традиционный сидр, сидр фруктовый);
  • Новороссийский цемент (цемент);
  • Рязанское пиво (пиво);
  • Семигорье (вино);
  • Соль адыгейская (соль с добавлением приправ и пряностей);
  • Тарусская вышивка (изделия из ткани с вышивкой художественно-декоративного и утилитарного назначения);
  • Томская береста (изделия из бересты утилитарного и декоративного назначения);
  • Троицкий платок (изделия из натурального шёлка с ручной росписью);
  • Урюпинские пуховые изделия (вязаные изделия из козьего пуха);
  • Хлудневская глиняная игрушка (глиняная игрушка);
  • Якутский нож (ножи);
  • NAPA VALLEY (вино).

Нужно учитывать, что ГУ как объект интеллектуальной собственности было введено относительно недавно – всего несколько лет назад. Поэтому большая часть известных всем обозначений зарегистрировано в качестве НМПТ.

Реестр географических указаний

Информацию о принятых к рассмотрению заявках на ГУ, о состоянии делопроизводства по данным заявкам, о зарегистрированных ГУ, а также обо всех правообладателях можно найти на сайте Федерального института промышленной собственности в разделе «Открытые реестры». Рассматриваемый реестр также является открытым и доступен для просмотра любыми желающими. Чтобы увидеть его, нужно перейти по ссылке https://fips.ru/registers-web/action?acName=clickRegister&regName=RUGP. Конкретное зарегистрированное ГУ можно быстро найти по номеру свидетельства. Актуализация данных происходит ежемесячно.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь