Над статьей работали:
Автор: Бурцева Алла
В дополнение к многочисленным мерам поддержки бизнеса, предпринятым правительством в связи с появлением новой коронавирусной инфекции, появилась еще одна – это возможность уменьшить страховые взносы от несчастных случаев на затраты по предотвращению распространения COVID-19. Причиной тому послужил Приказ Минтруда РФ от 23.06.2020 № 365н. Какие именно расходы можно зачесть во взносах на травматизм, есть ли ограничения по размерам покрытия, как и в какие сроки можно осуществить процедуру зачета, а также какие могут возникнуть проблемы и как их избежать – ответы на эти и другие вопросы в нашем материале.
Статья 25 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает всех ИП и юрлиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Все работодатели обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия по обеспечению безопасных условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных НПА РФ применительно:
- к производственным процессам;
- к технологическому оборудованию;
- к организации рабочих мест;
- к коллективным и индивидуальным средствам защиты;
- к режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников.
Весь комплекс указанных мер в конечном итоге служит целям предупреждения травм, профессиональных и инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Так, Роспотребнадзор в Письме от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 привел меры, рекомендуемые работодателям для профилактики распространения COVID-19 в офисе:
- измерение температуры перед входом в офис;
- отстранение сотрудников от работы при выявлении симптомов заболевания;
- обеспечение дезинфекции;
- проведение уборки помещений с применением дезсредств, каждые два часа — дезинфекция дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей, мест общего пользования;
- частое проветривание;
- постоянное обеззараживание воздуха с помощью бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха;
- информирование персонала о правилах личной и общественной гигиены.
Кроме того, предприятия должны иметь достаточный запас средств для дезинфекции помещений, рук персонала. А также масок или респираторов.
Региональные власти могут установить обязательные для работодателей меры профилактики коронавируса. Продолжить работу организация сможет, только выполняя их. Некоторые регионы обязали бизнес обеспечить тестирование работников на коронавирус.
Такое правило действует, к примеру, в Москве: согласно п. п. 2.4 — 2.6 Приложения 6 Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ, если организация открыта для посещения, с 01.06.2020 работодатель должен обеспечивать в течение каждых 15 календарных дней коронавирусное тестирование не менее 10 процентов работников. Исследование должны проводить все компании, сотрудники которых работают на их территории.
Все перечисленные профилактические мероприятия требуют значительных средств. Поэтому, возможность учета этих расходов во взносах на травматизм поможет работодателям сэкономить.
Что касается ответственности, то, если речь идет о невыполнении «рекомендованных» действий, правовых последствий не последует. Но если нарушены нормативные положения, то возможны крупные штрафы, например, на основании ст. 6.3 КоАП РФ, сумма санкций может составить от 500 до 1 000 руб. для ИП и должностных лиц, до 20 тыс. руб. — для организаций, возможно и приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если работодатель пойдет на сокрытие информации о фактах, которые могут создавать опасность для жизни и здоровья людей, ему может грозить уголовная ответственность по ст. 237 УК РФ со штрафом до 300 тыс. руб. или лишение свободы до 2 лет.
Если работника не обеспечить СИЗ, требовать от него исполнения трудовых обязанностей работодатель не вправе. В случае возникновения опасности для его жизни и здоровья из-за нарушения требований охраны труда, он может отказаться от выполнения работы. Такой отказ не повлечет привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, согласно ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на ИП в размере от 20 до 30 тыс. рублей; на юрлиц — от 130 до 150 тыс. рублей.
Посредством взносов на травматизм разрешили возместить больше расходов, в том числе на приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗ) и на тестирование сотрудников на COVID-19.
Начиная с 04.08.2020 вступает в силу приказ Минтруда РФ № 365н, позволяющий работодателям возместить часть расходов на борьбу с коронавирусом. Теперь за счет сумм взносов на травму можно покрыть расходы на приобретение:
- СИЗ (масок, перчаток);
- дезсредств (салфеток, антисептиков), а также и дозирующих устройств;
- оборудования (рециркуляторов воздуха), средств антивирусного действия;
- бесконтактных термометров;
- тестирование персонала на наличие COVID-19.
Подать заявление на возмещение можно до 01.10.2020, прежний срок – до 1 августа.
Для обоснования расходов потребуются подтверждающие документы. Если речь идет о СИЗ,
то необходимо предоставить:
- перечень приобретенных товаров с отражением количества, цены, даты изготовления и
срока годности; - копии сертификатов, деклараций о соответствии, если приобретенные товары подлежат
обязательной сертификации или декларированию.
Новые правила временные и будут действовать только до конца 2020 года.
ПРИКАЗ Минтруда РФ от 23.06.2020 № 365н
«О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Согласно пункту 3 правил финансового обеспечения, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н, за счет страховых взносов в ФСС можно учесть расходы на предупредительные мероприятия по предотвращению травматизма. Это и спецоценка, и обучение охране труда, и медосмотры, а также санаторно-курортное лечение вредников и предпенсионеров. Теперь пунктом 3.1 правил в список этих мер добавлены расходы на предупреждение распространения коронавируса.
Пункт 2 правил ограничивает сумму возмещения 20 процентами страховых взносов компании
за прошедший год.
Предельная сумма для зачета |
= |
(Взносы на травматизм |
— |
Пособия по временной нетрудоспособности в связи с производственным травматизмом |
— |
Оплата отпуска на период лечения и проезда к месту лечения и обратно сверх ежегодного отпуска) |
х |
20% |
Объем финансирования из ФСС может быть увеличен с 20 до 30 процентов, если эти дополнительные средства пойдут на путевки для предпенсионеров – абзац 4 п. 2 правил. Кроме того, если численность работников не превышает 100 человек и организация не получала возмещение ни в прошлом, ни в позапрошлом году, данные для расчета лимита можно взять за три предыдущих года – абз. 5 п. 2 правил.
Для возможности возмещения затрат необходимо соблюсти следующий алгоритм.
1. Подать в ФСС:
- заявление о финобеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма согласно форме приложения № 1, утвержденной Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237. Срок его подачи в этом году продлен с 01.08.2020 до 01.10.2020 (см. образец заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер);
- план финобеспечения, утвержденный Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (см. образец заполнения плана финансового обеспечения предупредительных мер);
- документы (копии документов), обосновывающие необходимость финобеспечения конкретных мероприятий.
Информация о том, какими документами подтвердить тот или инойвид мероприятия, представлена в таблице.
Вид предупредительного мероприятия | Чем подтвердить |
Приобретение СИЗ (одноразовых и многоразовых масок, респираторов, щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов |
— Перечень приобретаемых средств защиты с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности;
— Копии сертификатов (деклараций) соответствия, в случае, если приобретаемые средства защиты подлежат обязательной сертификации (декларированию) |
Приобретение дезинфицирующих салфеток и дезинфицирующих кожных антисептиков, дезсредств и дозирующих устройств для обработки рук указанными антисептиками |
— Перечень приобретаемых дезсредств с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности;
— Перечень приобретаемых дозирующих устройств с указанием их количества и стоимости;
— Копии сертификатов (деклараций) соответствия, в случае, если приобретаемые дезинфицирующие средства, дозирующие устройства подлежат обязательной сертификации (декларированию) |
Приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, дезсредств антивирусного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей |
— Перечень приобретаемых дезсредств с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности;
— Перечень приобретаемых устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей дезинфицирующими средствами антивирусного действия с указанием их количества и цены;
— Копии регистрационных удостоверений на приобретаемые рециркуляторы воздуха;
— Копии сертификатов (деклараций) соответствия в случае, если приобретаемые дезинфицирующие средства антивирусного действия подлежат обязательной сертификации (декларированию) |
Приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и термометров |
— Перечень приобретаемых устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и термометров с указанием их количества и цены;
— Копии сертификатов (деклараций) соответствия в случае, если приобретаемые устройства (оборудования) подлежат обязательной сертификации (декларированию) |
Проведение тестирования работников на COVID-19 |
— Копию списка работников, направляемых на обследование на COVID-19;
— Копию договора на проведение обследования работников на COVID-19 с медорганизацией или медлабораторией и документа, подтверждающего стоимость обследования 1 работника, при отсутствии указанной информации в договоре;
— Копии лицензии на осуществление медицинской деятельности, подтверждающей допуск медорганизации к проведению тестирования работников на COVID-19, а также регистрационного удостоверения на использование на территории РФ соответствующих тест-систем |
Копии всех документов должны быть заверены печатью организации.
Согласно пункту 4 правил все документы можно представить следующими способами:
- в электронной форме через портал госуслуг. Заявление и все приложения к нему необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью;
- лично в ФСС РФ;
- через МФЦ;
- по почте с подтверждением факта и даты отправки.
2. После получения положительного решения от ФСС зачесть одобренные фондом расходы в счет уплаты взносов на травматизм.
При этом срок принятия фондом решения отсчитывается со дня представления полного комплекта необходимых документов (п. 8 правил). Принятие решения о финобеспечении либо об отказе от него зависит от суммы страховых взносов, начисленных страхователем за предыдущий год (п. 8 правил).
Так, если сумма начисленных страховых взносов не превышает предельную величину в размере 25 млн рублей, территориальный орган ФСС должен принять решение в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта необходимых документов (пп. «а» п. 8 правил). Если сумма начисленных взносов превысила этот лимит, решение принимается территориальным органом соцстраха только после согласования с ФСС РФ. В этом случае территориальный ФСС должен в течение трех рабочих дней со дня получения документов направить их в ФСС РФ. Срок согласования – 15 рабочих дней со дня поступления документов (пп. «б» п. 8 правил). Решение оформляется приказом и направляется страхователю в течение трех рабочих дней с даты принятия (п. 9 правил).
Причинами отказа в финобеспечении по п. 10 правил могут быть:
- наличие у страхователя на день подачи заявления непогашенных недоимок, задолженностей по пеням и штрафам, образовавшимся по итогам отчетного периода в текущем году или по итогам проверки;
- полное распределение на текущий год предусмотренных бюджетом фонда средств на финобеспечение;
- недостоверная информация в представленных документах;
- неполный комплект документов.
3. Вместе с формой 4-ФСС сдать отчет об израсходованных суммах с подтверждающими документами (п. 12 правил) по форме приложения № 1, утвержденной письмом ФСС РФ от 05.08.2020 № 02-09-11/12-05-19094 (см. образец отчета об использовании сумм страховых взносов на травматизм).
4. Возмещение из ФСС учесть как целевое финансирование.
Образец заполнения Заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер
Приложение № 1
к Административному регламенту предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения
о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденному приказом Фонда социального страхования Российской Федерации
от 07.05.2019 № 237
Форма
Руководителю
Филиала МРО ФСС РФ № 13
(наименование территориального органа
Фонда социального страхования
Российской Федерации (далее – Фонд)
Заявление
о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников
и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными
и (или) опасными производственными факторами
Сведения о страхователе:
Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»
(полное наименование страхователя, фамилия, имя, отчество (при наличии) страхователя – физического лица)
Регистрационный номер страхователя, зарегистрированного в территориальном органе Фонда:
7 7 1 3 1 1 1 1 1 1 / 7 7 1 3 1 — — — — —
ИНН 7 7 2 2 3 4 5 6 7 8
В соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее – Правила), прошу разрешить финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами,
(далее – финансовое обеспечение предупредительных мер) согласно представленному плану финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – план финансового обеспечения предупредительных мер).
Обязуюсь обеспечить целевое использование средств на финансовое обеспечение предупредительных мер за счет сумм страховых взносов, ежеквартально представлять
в Филиал МРО ФСС РФ, филиал № 13
- (наименование территориального органа Фонда)
отчет по установленной форме и документально подтверждать обоснованность произведенных расходов, осуществлять контроль за объемом средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, с учетом расходов, связанных с оплатой пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием и оплатой отпусков застрахованных лиц (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска).
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) план финансового обеспечения предупредительных мер в 2020 году;
2) копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);
3) другие документы: - Перечень приобретаемых СИЗ
- Копия договора от 15.05.2020 № 1058 на приобретение СИЗ
- Копии сертификатов соответствия СИЗ техническому регламенту
Решение о финансовом обеспечении (либо об отказе в финансовом обеспечении) предупредительных мер прошу вручить (направить) (нужное отметить):
- на личном приеме х
- с использованием средств почтовой связи
- через многофункциональный центр
в электронной форме с использованием Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (при условии подачи заявления в электронной форме посредством Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг»)
Генеральный директор Иванов Иванов И.И. должность подпись Фамилия Имя Отчество (при наличии)
« 3 » июня 20 20 г.
М.П.
Заявление принял
Фамилия Имя Отчество (при наличии) подпись дата приема заявления
Штамп территориального
органа Фонда
Образец заполнения плана финансового обеспечения предупредительных мер
План
Образец заполнения отчета об использовании сумм страховых взносов на травматизм
ПРИКАЗ Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н
«Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Страхователь – дошкольное учреждение (детский сад) обратился в ФСС с заявлением о финобеспечении предупредительных мероприятий в апреле 2018 года. Сумма обеспечения была рассчитана за три предыдущих года и составила 14 тыс. рублей. В мае 2018 года заявление было одобрено, а в июле заявленную сумму фонд перечислил. Но итоги года показали, что в 2018 году расходы страхователя превысили сумму взносов. По этой причине в марте 2019 года ФСС отправил учреждению претензию о добровольном возврате средств. Неисполнение претензии стало поводом для обращения фонда в арбитражный суд с требованием взыскать принятые ранее к зачету средства.
И первая инстанция, и апелляция фонду отказали, указав, что:
- сумма, разрешенная страхователю на финансирование предупредительных мер, полностью израсходована, причем по целевому назначению;
- документально подтверждено использование средств;
- никаких нарушений выявлено не было.
Однако суд округа отправил дело на пересмотр в первую инстанцию. Окружные судьи отметили следующее. Расходы учреждения в 2018 году (80 600 рублей) действительно превысили сумму страховых взносов (34 700 рублей). Поэтому согласно пункту 2 правил финобеспечения, оснований для финансирования предупредительных мер не было. А раз так – 14 тыс. рублей, принятые к зачету детсадом, подлежат возврату в ФСС.
Судам, отказавшим фонду в возможности вернуть средства, необходимо учесть и еще одно обстоятельство. Дело в том, что на момент вынесения приказа о разрешении финобеспечения в мае 2018 года у фонда отсутствовала возможность установить размер страховых взносов, которые будут начислены страхователем и уплачены по итогам расчетного периода, а также возможность проверить правильность начисления и расходования данного вида страхования. Она появляется только по окончании расчетного периода после проведения проверки. Поэтому обжалуемые акты необходимо пересмотреть.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.05.2020 № Ф04-1243/2020
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
По обращению страхователя ФСС принял решение о разрешении использовании средств на предупредительные мероприятия.
В 2013 году – 3 129 500 рублей, в 2014 году – 5 025 660 рублей, а в 2015 году – 3 700 000 рублей. По представленным АО отчетам все разрешенные средства в полном размере израсходованы страхователем по целевому назначению. Но, посчитав применение в 2012–2014 годах страхового тарифа в размере 3,7 процента ошибочным, общество пересчитало размер взносов по другому тарифу – 0,2 процента и представило в ФСС уточненные расчеты 4-ФСС. В результате у страхователя образовалась переплата в размере 97 млн рублей.
Впоследствии первая инстанция признала указанные действия страхователя правомерными. Фонд считал иначе: при изменившихся страховых обязательствах размер финансирования должен составлять меньшую сумму, поэтому на стороне ответчика и возникло неосновательное обогащение в размере излишне израсходованных денежных средств на мероприятия по охране труда. В результате соцстрах подал в суд на АО с требованием выплаты неосновательного обогащения в размере 10 800 тыс. рублей. Истец был уверен, что плательщик взносов неосновательно сберег спорную сумму, фактически являющуюся средствами фонда, и подлежащую
возврату при изменившихся обстоятельствах (уменьшение страхового тарифа). Ввиду отказа двух инстанций ФСС составил кассационную жалобу.
Судьи установили:
- все израсходованные обществом сверх установленной нормы средства в размере 10 800 тыс. рублей, зачету в счет уплаченных страховых взносов не подлежали, и фактически фондом не зачтены;
- в связи с изменением страховых обязательств АО и уточнением страховых платежей уплачены за счет собственных средств страхователя.
Поэтому речи о том, что потраченные обществом собственные средства на финансирование предупредительных мер сверх установленной нормы являются средствами фонда, не идет. Факт того, что в уточненных расчетах 4-ФСС размер финансирования указан акционерным обществом в объеме, ранее согласованном фондом, а не из расчета 20 процентов от скорректированной суммы взносов, на размер страховых взносов, израсходованных АО на мероприятия по охране труда, не повлиял.
Таким образом, ФСС не удалось доказать факт приобретения или сбережения имущества
обществом за его счет.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.03.2020 № Ф03-732/2020
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Камеральная проверка правильности исчисления страховых взносов на травматизм, проведенная ФСС в отношении центра развития ребенка, выявила непринятие к зачету 8 тыс. рублей, заявленных страхователем в 2018 году. Не согласившись с результатами проверки, руководство учреждения обратилось в суд с заявлением о признании требования соцстраха недействительным.
Суды двух инстанций поддержали фонд. Детский сад полагал, что учреждение не уменьшает сумму страховых взносов, а по решению страховщика направляет часть их суммы на финансирование принудительных мер по сокращению травматизма. Ссылаясь, на пункт 14 правил финобеспечения, содержащий исчерпывающий перечень причин для отказа в финансировании, страхователь настаивал, что его случай в этот перечень не входит.
Фемида указала, что на основании пункта 2 правил финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на травматизм, подлежащих перечислению ФСС в текущем финансовом году.
Фонд одобрил учреждению финансирование расходов по спецоценке в размере 8 тыс. рублей в мае 2018 года. Проверка показала, что за 2018 год учреждением исчислено страховых взносов на сумму 28 тыс. рублей, из которых на оплату отпуска для санаторно-курортного лечения застрахованным в 2018 году направлено 45 тыс. рублей и на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний – 8 тыс. рублей. При этом для возмещения расходов от фонда получено 40 тыс. рублей. Таким образом, сумма произведенных страхователем расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве в 2018 году превысила сумму начисленных страховых взносов, что исключает возможность финобеспечения предупредительных мер за счет сумм взносов. Следовательно, 8 тыс. рублей предъявлены учреждением к зачету необоснованно.
Положения пункта 14 правил, на которые ссылается учреждение, в настоящем случае неприменимы.
Поскольку фактически организацией расходы на оплату спецоценки произведены за счет средств, перечисленных фондом, требование о возврате 8 тыс. рублей направлено в адрес центра правомерно.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 № 01АП-1138/2020
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Челябинский электрометаллургический комбинат оспорил отказ ФСС в финансировании в 2018 году 1 500 тыс. руб. расходов на приобретение оборудования для обеспечения безопасности работников.
Комбинат обратился с заявлением о предоставлении финобеспечения в предпоследний день подачи заявления – 30.07.2018. Установленный правилами срок, действовавший в тот период, – до 1 августа. Однако документы были предоставлены не целиком, часть из них была отправлена по электронной связи на день позже – 31.07.2018. Это были счет от поставщика респираторов и платежка на их оплату. Фонд отказал в финансировании именно на сумму, указанную в документах, отправленных 31.07.2020. Причина – документы поступили уже после подачи заявления. По мнению ФСС, финансирование разрешается только при предоставлении полного пакета документов. При этом фонд не оспаривал получение всех документов, в том числе и на респираторы, в установленный законом срок – до 01.08.2018.
Доводы соцстраха суды отклонили. Дело в том, что финансовое обеспечение предполагается применительно ко всему объему представленных и поданных в срок документов, а не только тех, которые отправлены одновременно с заявлением о поддержке.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2020 № Ф04-6975/2019
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
К ООО в результате реорганизации присоединилось несколько компаний. Правопреемник представил в ФСС заявление о финобеспечении предупредительных мер по сокращению травматизма. Размер финансирования был рассчитан исходя из сумм взносов, перечисленных всеми правопредшественниками общества.
ФСС возместил лишь ту часть расходов, сумма которых была равна сумме взносов, оплаченных самим заявителем. Суды трех инстанций с такой позицией не согласились.
Дело в том, что правопреемнику перешли все права и обязанности присоединяемых компаний. Имеющимся правом на финансирование они не воспользовались. И в качестве филиалов страхователя даже обратились с просьбой зачета полагающихся им сумм финобеспечения в пользу правопреемника. Поскольку план финансирования ФСС утвердил, страхователь обратился в фонд правомерно.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Поволжского округа от 10.10.2018 № Ф06-38218/2018
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 № 11АП-11797/2019.
ПАО «Аэропорт Кольцово» обратилось в Арбитражный суд с иском о признании отказа ФСС в финобеспечении предупредительных мер на 2019 год недействительным. Фонд отказал по причине предоставления неполного пакета документов. Речь шла о финобеспечении работников предпенсионного возраста санаторно-курортным
лечением.
В ходе рассмотрения представленных ПАО документов выяснилось, что у медучреждения, с которым аэропорт заключил договор на приобретение путевок, отсутствует лицензия на осуществления санаторно-курортного лечения. Судьи указали, что отсутствие лицензии – обоснованная причина для отказа в финансовом обеспечении.
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.2020 № А60-65017/2019
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
ООО «Уральское карьероуправление» 27.06.2019 обратилось в ФСС с заявлением о финобеспечении предупредительных мер по сокращению травматизма на 2019 год. Ввиду наличия недоимки по пеням в размере 3 200 рублей, непогашенных на день подачи заявления, фонд в поддержке отказал.
Общество обратилось в суд и отказ оспорило.
Суды трех инстанций установили, что в отношении общества 28.10.2015 было введено наблюдение. Процедура наблюдения прекращена 23.03.2016 и сменилась внешним управлением сроком 18 месяцев. Обнаруженные в ходе камеральных проверок за 2015 год пени включены в реестр требований кредиторов общества в составе третьей очереди.
В результате заключения 28.08.2018 мирового соглашения между конкурсными кредиторами, уполномоченным органом и должником, производство по делу о банкротстве прекращено. Долги по пеням подлежали погашению после уплаты основной суммы задолженности не позднее 31.07.2019.
Пени были погашены 28.08.2019, то есть позже установленного срока – 31.07.2019. Основной долг был оплачен 30.04.2019. Факт получения средств ФСС подтвердил.
Суды отметили, неуплата обществом пени была обусловлена объективными причинами: невозможностью погашения задолженности вне рамок установленных законом процедур по делу о банкротстве.
Кроме того, общество продемонстрировало свою добросовестность, оплатив обязательства сразу, как только появилась такая возможность, поэтому о пренебрежительном отношении речи быть не может.
Таким образом, отказ фонда в финансировании предупредительных мер носит исключительно формальный характер и подлежит отмене.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Уральского округа от 03.06.2020 № Ф09-3090/20
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
В мае 2017 года Дальневосточный филиал Российской телевизионной и радиовещательной сети обратился в ФСС с заявлением о предоставлении финансирования мероприятий по сокращению травматизма на 214 тыс. рублей. Сумма была одобрена и перечислена фондом в декабре 2017 года.
Однако проведенная в мае 2018 года выездная проверка обнаружила, что в результате несвоевременного перечисления предприятием страховых взносов на травматизм предприятию начислены пени в размере 13 копеек. Это нарушение стало причиной для вынесения фондом решения о возврате 214 тыс. рублей.
Предприятие обратилось в суд с требованием отмены решения. Все суды, включая высшую инстанцию, указали: на день подачи предприятием заявления от 03.05.2017 о финобеспечении предупредительных мер факт наличия у страхователя задолженности выявлен не был. А мизерный размер задолженности по пеням (13 коп.), а также обнаружение ее лишь 04.05.2018, свидетельствует о правомерности перечисления на счет страхователя денежных средств в размере 214 тыс. рублей. Таким образом, вынесенное фондом решение о возврате
средств суды правомерно признали недействительным.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 11.09.2019 № 303-ЭС19-14785
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"