Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Выплатное пенсионное дело: как запросить

Из статьи вы узнаете, как получить выплатное дело пенсионера и какие для этого нужны документы. Также расскажем, как  запросить выплатное дело при смене места жительства и доступна ли такая опция на госуслугах.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Как получить выплатное дело
  2. Какие документы нужны для перевода выплатного дела
  3. Заявление о запросе выплатного пенсионного дела
  4. Запрос выплатного пенсионного дела через госуслуги

Как получить выплатное дело

Выплатное (пенсионное) дело – это пакет документов, собранный по установленным требованиям, на основе которых гражданину устанавливается и выплачивается пенсия (пенсии), дополнительные материальные и иные  выплаты согласно действующему законодательству. Документы могут быть представлены оригиналами или копиями на бумажном или электронном носителе  (п. 8  ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Это могут быть:

  • копии паспорта, дипломов, военного билета, свидетельств о рождении детей и прочее;
  • заявления, которые пенсионер подавал в СФР (о назначении пенсии, изменении способа ее получения и прочее);
  • справки, полученные специалистами фонда по запросам или от пенсионера (с места работы, из военкомата, архива и прочее);
  • данные о том, как определялся размер пенсии (расчеты, сведения о том, какие периоды были включены в расчет);
  • решение СФР о назначении пенсии, ее индексации, перерасчете, изменении вида пенсионных выплат и прочее.

За хранение выплатного дела отвечает Социальный фонд России (СФР). Находится оно в отделении по месту проживания пенсионера и получения выплат (п. 55 Приказа Минтруда РФ от 05.08.2021 № 545н).

Чтобы заказать пенсионное дело, достаточно передать в отделение СФР, которое выплачивает пособие, соответствующее заявление. На законодательном уровне бланк для него не утвержден, поэтому составляется оно в свободной форме. В заявлении укажите следующее:

  • свои фамилию, имя, отчество;
  • номер СНИЛС;
  • адрес места проживания;
  • дату назначения пенсионных выплат;
  • просьбу о выдаче на руки заверенной копии выплатного дела;
  • способ получения документов (при личном посещении отделения СФР или отправкой заказным письмом по почте).

Заявление составьте в двух экземплярах. Один из них передайте специалисту фонда, на другом попросите сделать отметку о принятии. При себе необходимо иметь паспорт, чтобы подтвердить свою личность (ст. 9 Закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ, п. 28 перечня из Постановления Правления ПФ РФ от 25.07.2019 № 404п).

На рассмотрение запроса и выдачу заверенной копии пенсионного дела у СФР есть 30 дней. Услуга предоставляется бесплатно.

Обратите внимание, что не существует закона, обязывающего предоставлять гражданам выплатные дела. Пользуясь этим, некоторые специалисты СФР отказывают в выдаче документов. Объясняется это тем, что в выплатном деле содержится внутренняя документация фонда, информация из которой не подлежит разглашению. В качестве альтернативы могут предложить выписку из индивидуального лицевого счета, но она будет менее информативной.

Судебная практика по данному вопросу в большинстве случаев складывается в сторону граждан (Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2023 № 88а-1402/2023 по делу № 2а-4976/2022, Апелляционное определение Калужского областного суда от 28.12.2022 № 33а-3883/2022). Выдачу пенсионного дела по запросу пенсионера суды аргументируют тем, что это напрямую затрагивает пенсионные права. С помощью данных документов пенсионер сможет узнать, правильно ли ему начислили пенсию. Что касается выписки с лицевого счета, то она содержит меньше информации. Поэтому, если вам отказали в выдаче документов, можете подать жалобу в прокуратуру или обратиться сразу в суд (ч. 1 ст. 218 КАС РФ). Но помните, что и суд может отказать, поэтому одной судебной инстанции для получения документов может быть недостаточно.

Какие документы нужны для перевода выплатного дела

При переезде пенсионера в другой населенный пункт или субъект в пределах РФ выплатное дело передается в отделение СФР по месту нового жительства. При этом неважно, как пенсионер будет зарегистрирован по новому адресу (будет ли прописка постоянной или временной).

Чтобы получить пенсионное дело, а также перевести пенсию по новому месту жительства, пенсионер обязан сообщить о своем переезде в отделение СФР. Причем можно обращаться в фонд по старому или новому адресу. Если вы обратитесь в СФР по новому месту жительства, такое обращение станет основанием для того, чтобы специалист фонда направили запрос о переводе выплатного дела в СФР, в котором вы ранее получали пособие. На основании такого запроса выплатное дело снимают с учета и передают в отделение фонда, откуда поступил запрос.

Основанием для формирования запроса должно стать заявление об изменении адреса доставки пенсии, в котором также следует отразить просьбу о запросе выплатного дела (п. 5 ст. 21 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, п. 56 правил из Приказа Минтруда РФ от 05.08.2021 № 545н). Для перевода и выдачи пенсии по новому адресу, а также выплатного дела к заявлению в зависимости от ситуации приложите следующие документы:

  • копию паспорта;
  • заявление в свободной форме на выдачу заверенной копии пенсионного дела;
  • данные о регистрации по новому адресу (если прописка постоянная, достаточно копии страниц паспорта, в которых проставлены штампы о регистрации, если прописка временная, потребуется копия свидетельства о месте пребывания);
  • заявление, которое подтверждает новое место фактического проживания (форма утверждена приложением № 2 к Постановлению Правления ПФ РФ от 25.07.2019 № 404п);
  • если интересы пенсионера представляет иное лицо, к заявлению прикладывается документ о наличии у последнего соответствующих полномочий.

За работающего пенсионера заявление может подать работодатель. В этом случае от пенсионера потребуется письменное согласие на подачу работодателем документов в отделение СФР по новому адресу. Работодатель может передать заявление, документ о наличии трудовых отношений с пенсионером, а также документ о полномочиях представителя работодателя.

 

Заявление о запросе выплатного пенсионного дела

Форма заявления о доставке пенсии и запросе перевода пенсионного дела приведена в приложении № 1 к Постановлению Правления ПФ РФ от 25.07.2019 № 404п. Чтобы изменить адрес доставки выплат и запросить перевод пенсионного дела, укажите в заявлении следующее:

  • в пункте 1 – свои фамилию, имя, отчество, номер СНИЛС, гражданство, адрес места жительства, реквизиты паспорта, номер телефона для связи;
  • в пункте 2 – информацию о представителе, если переводом пенсионного дела занимается он. Укажите фамилию, имя, отчество представителя, реквизиты документа, на основании которого он представляет интересы;
  • в пункте 3 – кто будет получать пенсию (пенсионер или его представитель), место и способ ее получения. Если вы желаете получать деньги дома, укажите адрес, по которому их должны доставлять, если на банковскую карту – реквизиты банковского счета для зачисления средств. Чтобы ваше выплатное дело передали в СФР по новому адресу, поставьте отметку в поле: «Прошу запросить мое выплатное дело для постановки на учет в территориальном органе ПФР по иному месту жительства (пребывания, фактического проживания)». Оно располагается под блоком, в котором указывается информация о способе получения пособия;
  • дату заполнения заявления, подпись и расшифровку подписи.

Заявление вместе с пакетом документации лучше передать в отделение СФР по новому адресу. При этом закон не запрещает обращаться в любое отделение фонда, которое будет обязано перенаправить документы в СФР по месту проживания. Но для экономии времени лучше сразу обратиться в нужный СФР. Пенсионер может сделать это лично либо через представителя. Также есть возможность запросить выездной прием, если по состоянию здоровья пенсионер не в состоянии явиться в отделение фонда. Документы также могут принять и в МФЦ, если центр заключил с СФР соглашение о взаимодействии и указанная услуга входит в перечень услуг, которые оказывает МФЦ. Если документы поданы в МФЦ, у вас будет возможность отслеживать статус заявления на официальном сайте центра по номеру обращения, указанному в расписке.

Документы и запрос на перевод пенсионного дела направят в СФР по прежнему адресу на следующий день после вашего обращения. Дело же вместе с сопроводительным письмом будет направлено в отделение фонда по новому адресу на протяжении трех рабочих дней с момента, когда поступил запрос или заявление от пенсионера. Документы отправят в электронной форме, а также заказным письмом (п. 58 правил, приведенных в Приказе Минтруда РФ от 05.08.2021 № 545н).

Чтобы принять новое выплатное дело на учет и начать выплату пенсии, СФР по новому адресу издает соответствующее распоряжение на протяжении двух рабочих дней с момента, когда поступит выплатное дело. На учет оно будет принято с 1-го числа месяца, который идет за месяцем поступления указанного дела.

Запрос выплатного пенсионного дела через госуслуги

Через личный кабинет на госуслугах можно изменить способ доставки пенсии, подав соответствующее заявление (в том числе при переезде). Запросить перевод и выдачу выплатного дела возможности нет. Это можно сделать через официальный сайт СФР, направив электронное обращение. Порядок действий будет таким:

  • зайдите на сайт СФР;
  • перейдите в «Меню», а затем нажмите по строке «Пенсионерам»;
  • в нижней части страницы нажмите на кнопку скачивания заявления о доставке пенсии;
  • заполните его, распечатайте, подпишите и отсканируйте (сделайте фото);
  • подготовьте сканы или фото необходимых документов;
  • далее на сайте СФР перейдите в блок «Контакты» и кликните «Оставить электронное обращение»;
  • загрузится раздел «Электронная приемная», в котором нужно выбрать «Обращение в фонд»;
  • после авторизации через портал «Госуслуги» загрузится форма электронного обращения с вашими персональными данными;
  • в поле «Выберите адресата» укажите региональное отделение СФР;
  • в окошке «Текст обращения» изложите просьбу о предоставлении выплатного дела и иной интересующей информации, а также способ, которым вам должны направить ответ на обращение (например, свой электронный адрес);
  • прикрепите к своему обращению сканы или фото заявления и документов, нажав кнопку «Прикрепить файл»;
  • чтобы обращение было направлено в СФР, нажмите кнопку «Отправить письмо».

Ответ должен поступить на указанный адрес в установленные законом сроки. То есть если вы обратитесь в фонд в начале месяца, ответ будет направлен только в следующем месяце, когда ваше пенсионное дело поставят на учет.

Если вы хотите запросить через сайт СФР выплатное дело в отделении фонда, которое выплачивает пенсию, делайте все по приведенной инструкции, исключив шаги со скачиванием, заполнением и отправкой заявления на перевод дела. В этом случае просто напишите заявление от руки или на компьютере, распечатайте его, подпишите и далее действуйте по представленной выше инструкции.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь