Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Выездная проверка по закону № 248-ФЗ

Данный материал посвящен проведению выездной проверки в рамках государственного и муниципального контроля. Рассмотрим, в какой период должно быть осуществлено контрольно-надзорное мероприятие. Поговорим также об оформлении этой процедуры.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Решение о проведении выездной проверки
  2. Проведение выездной проверки
  3. Внеплановая выездная проверка
  4. Плановая выездная проверка
  5. Срок выездной проверки
  6. Акт выездной проверки

Решение о проведении выездной проверки

Провести выездную проверку контролеры вправе, если имеются следующие основания (ч. 3 ст. 73 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ):

  • невозможность убедиться, что в документах и объяснениях подконтрольного субъекта, которые имеются в распоряжении госоргана, содержится полная и достоверная информация;
  • нельзя определить, соответствует ли деятельность подконтрольного лица и принадлежащие ему объекты установленным требованиям без выезда на место и выполнения определенных действий. К примеру, если требуется взять пробы воздуха на территории проверяемого, измерить температуру в помещении, где хранятся продукты питания.

О проверке контролирующим органом должно быть принято решение. Его копию направляют подконтрольному субъекту не позже чем за 24 часа до начала мероприятия (ч. 6 ст. 73 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Это может быть электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, либо его бумажный вариант, заверенный печатью. Решение на бумаге может быть оформлено лишь до 31.12.2025.

В решении о проведении проверки среди прочей информации должны быть указаны основания ее проведения, перечень контрольно-надзорных действий, срок непосредственного взаимодействия с компанией или предпринимателем и документы, которые они должны предоставить (ч. 1 ст. 64 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Инспекторы, которые будут проводить мероприятие, также указывают в решении о его проведении (ч. 2 ст. 27, ч. 9 ст. 65 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Типовая форма решения о проведении выездной проверки, которая используется контролерами, приведена в приложении № 7 к Приказу Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 № 151.

Проведение выездной проверки

Выездная проверка проводится при взаимодействии с подконтрольным субъектом, во владении которого находятся производственные объекты или он их использует. В ходе проверки контролеры оценивают соблюдение обязательных требований и выполнение решений контрольно-надзорного органа (ч. 1 ст. 73 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Такую проверку проводят по месту нахождения или деятельности субъекта, его филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений. Также мероприятие может проходить там, где расположен контролируемый объект (ч. 2 ст. 73 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Общий порядок проведения проверки требует уведомить о ней подконтрольного субъекта, направив копию решения не позже чем за сутки до начала мероприятия (ч. 6 ст. 73 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Из этого правила могут ,быть исключения. Так, контролеры Роспотребнадзора не уведомляют подконтрольное лицо о внеплановой выездной проверке в рамках государственного санитарно-эпидемиологического контроля, если его деятельность связана с обращением продуктов питания или оказанием услуг общепита (п. 4 ст. 44 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ). Если же по закону уведомление обязательно, то проверка, проведенная без него, является грубым нарушением и считается основанием для отмены принятых по итогам мероприятия решений или признания недействительными результатов проверки (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 91 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Перед началом выездной проверки проверяющие обязаны предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении проверки. По требованию проверяемого инспектор также должен подтвердить полномочия участвующих в мероприятии экспертов.

Кроме того, проверяющие должны сообщить учетный номер проверки в едином реестре контрольно-надзорных мероприятий (ч. 7 ст. 65 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Правила формирования и ведения такого реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604. Проведение проверки, не включенной в реестр, является грубым нарушением и основанием для отмены принятых по итогам мероприятия решений или признания недействительными результатов проверки (ч. 1, п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

В процессе проверки могут совершаться действия, перечисленные в ч. 8 ст. 73 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ:

  • осмотр — проводят без вскрытия помещений, транспорта, упаковки изделий, без разборки, демонтажа или повреждения целостности обследуемых объектов другими способами. Осмотр осуществляют в присутствии подконтрольного субъекта или с применением видеозаписи (ст. 76 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ);
  • досмотр — предполагает вскрытие помещений, транспорта, упаковки изделий, включая удаление пломб, печатей или других средств идентификации, а также разборку, демонтаж или нарушение целостности обследуемых объектов другими способами. В отсутствие контролируемого лица досмотр возможен только в случаях, предусмотренных положением о конкретном виде контроля, с обязательной видеозаписью (ст. 77 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ);
  • истребование документов — документы нужно направить в электронном виде. Также их могут запросить на бумаге. Истребовать могут также фотоматериалы, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и носители информации. Если были представлены заверенные копии документов, инспектор может потребовать их подлинники для ознакомления. Если представить документы в требуемый срок нет возможности, нужно заявить инспектору об этом в письменном ходатайстве. В нем указывают причины, по которым в установленный срок документы не могут быть направлены, а также срок, на протяжении которого лицо сможет их предоставить. В течение 24 часов со дня получения ходатайства срок предоставления документов продлят или же откажут в его продлении. Об этом подконтрольного субъекта проинформируют (ст. 80 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
  • отбор проб (образцов) — проводят, только если невозможно оценить соблюдение обязательных требований другими способами. Он осуществляется в присутствии контролируемого субъекта или с применением видеозаписи. Порядок отбора проб и образцов утверждается положением о конкретном виде контроля ( ст. 81 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ);
  • инструментальное обследование — при его проведении используют специальное оборудование или технические приборы для определения действительных значений, показателей, действий и событий. Таким оборудованием могут быть все измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты, применение которых утверждено в установленном порядке. Они должны иметь соответствующие сертификаты и при необходимости пройти проверку (ст. 82 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ);
  • испытание — проводится с применением специального оборудования для исследования проб и образцов воды, почвы, воздуха, выбросов, продукции и изделий (ст. 83 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ);
  • экспертиза — осуществляется экспертом или экспертной организацией по поручению госоргана. Экспертизу могут провести как по местонахождению или деятельности субъекта непосредственно в ходе проверки, так и по месту работы эксперта. Время проведения экспертизы зависит от ее вида и устанавливается в каждом случае индивидуально (ст. 84 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ);
  • эксперимент — производит инспектор в ходе выездной проверки. При эксперименте используют тест-предметы, имитирующие оружие, взрывчатые вещества, тест-субъекты, имитирующие нарушителей или тест-задания (ст. 85 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Совершение контрольно-надзорных действий, не предусмотренных ч. 8 ст. 73 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, является грубым нарушением и основанием для отмены принятых по итогам мероприятия решений или признания недействительными результатов проверки (ч. 1, п. 9 ч. 2 ст. 91 закона № 248-ФЗ).

Если выездную проверку провести невозможно, к примеру, контролируемого лица нет по месту нахождения или осуществления деятельности, инспектор составит акт об этом с указанием причин и проинформирует это лицо в порядке, предусмотренном ч. 4 и 5 ст. 21 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ч. 10 ст. 65 этого закона). В таком случае может быть принято решение о проведении выездной проверки без предварительного уведомления субъекта (ч. 11 ст. 65 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

В отношении объектов контроля, которые отнесены к определенным категориям риска, проведение выездных проверок может быть ограничено положением о конкретном виде контроля (ч. 4 ст. 73 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Внеплановая выездная проверка

До конца 2024 года внеплановые контрольно-надзорные мероприятия, в том числе и выездные проверки, проводятся с учетом следующих правил. Внеплановые выездные проверки возможны исключительно на ограниченном перечне оснований. Так, по согласованию с органами прокуратуры проверку проведут, если выявлены индикаторы риска нарушения обязательных требований (п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). В этом случае подконтрольному субъекту также должны предоставить сведения о согласовании проверки. Проведение проверки без санкции прокуратуры, если она обязательна, считается грубым нарушением и основанием для отмены принятых по итогу мероприятия решений или признания недействительными результатов проверки (п. 6 ч. 1 ст. 29, ч. 5 ст. 73, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Плановая выездная проверка

Плановые выездные проверки до 2030 года можно проводить лишь в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (п. 11(3) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

При плановой выездной проверке обязательно применяют проверочные листы. В этом случае предмет проверки ограничивается вопросами из такого листа. Информацию о проверочных листах, которые применяются в обязательном порядке, включают в решение о проведении выездной проверки. Инспектор заполняет листы, указанные в решении, в электронной форме и заверяет квалифицированной электронной подписью (ч. 4 ст. 53, п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). С учетом положений части 9.1 статьи 98 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ до конца 2025 года проверочные листы можно оформлять на бумажном носителе.

Срок выездной проверки

Срок проведения рассматриваемого мероприятия не может превышать 10 рабочих дней. Относительно субъектов малого бизнеса установлены другие сроки. Время проверки компании, действующей на территории нескольких российских субъектов, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, другому обособленному структурному подразделению или производственному объекту. Сроки проверок определяются положением о конкретном виде контроля в пределах сроков, установленных ст. 73 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ч. 7 ст. 73 этого закона).

Акт выездной проверки

По итогам выездной проверки сотрудники проверяющей структуры:

  • составляют акт контрольно-надзорного мероприятия независимо от того, были выявлены нарушения или нет (ч. 2 ст. 87 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Типовая форма акта утверждена приложением № 14 к Приказу Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 № 151;
  • если выявлены нарушения, контролеры принимают меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В частности, выдают предписание;
  • если нарушения не выявлены, сведения об их отсутствии внесут в единый реестр контрольно-надзорных мероприятий. Инспектор может дать рекомендации по соблюдению обязательных требований и провести другие профилактические мероприятия (ч. 1 ст. 90 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь