Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Данный материал посвящен выборочному контролю — одному из контрольно-надзорных мероприятий, проводимых инспекторами по Закону о государственном и муниципальном контроле от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Рассмотрим, как и в какие сроки проходит эта процедура, и расскажем об оформлении результатов выборочного контроля.
Еще один достаточно новый вид контрольно-надзорного мероприятия, о котором пойдет речь в нашем материале – выборочный контроль. Различными контрольными ведомствами он проводится начиная с лета 2021 года, когда вступил в силу Закон о государственном и муниципальном контроле от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Выборочный контроль, так же как инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка, является «контактной» процедурой. То есть во время мероприятия происходит взаимодействие инспектора с проверяемой компанией или коммерсантом. Это зафиксировано в части 2 статьи 56 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 56 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ такое взаимодействие между проверяемым лицом и контрольным ведомством может осуществляться с помощью очных встреч, бесед по телефону, переговоров по скайпу или с помощью других средств связи. Проверяющие могут запрашивать документы и необходимые материалы. Также инспектор контролирующей структуры вправе присутствовать в месте осуществления деятельности проверяемого лица.
Осуществляется выборочный контроль по месту хранения либо реализации проверяемыми лицами продукции или товаров. Он представляет собой метод проверки товаров для подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и контроля их качества. При проведении процедуры используется инструментальное обследование или отбор проб и образцов изделий и продукции.
Такое мероприятие проводят как в отношении лиц, хранящих или продающих продукцию и товары, так и в отношении производителя, импортера, представителя иностранного производителя изделий и товаров, безопасность и качество которых проверяются.
О проведении выборочного контроля проверяемые компании и коммерсанты не уведомляются. Помимо инспектора надзорного ведомства в проведении рассматриваемого мероприятия могут участвовать эксперты, специалисты, привлекаемые на основании решения контрольной структуры.
В ходе выборочного контроля инспекторам предоставлено право совершать следующие контрольно-надзорные действия:
- осматривать;
- получать в письменном виде объяснения;
- истребовать нужные документы;
- отбирать пробы или образцы;
- производить инструментальное обследование;
- осуществлять испытание;
- проводить экспертизу.
При этом частью 5 статьи 69 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ зафиксированы гарантии прав проверяемых фирм или коммерсантов:
- отбор проб или образцов продукции и товаров может осуществляться лишь в исключительных случаях – если нельзя оценить выполнение обязательных требований другими способами;
- отбор проб, образцов продукции либо изделий должен проходить в присутствии проверяемого или его доверенного лица. Как альтернатива личному присутствию или в качестве дополнительной меры может быть использована видеозапись. Специальным положением о виде контроля могут быть определены случаи, когда обязательно нужно использовать видеозапись при изъятии проб или образцов изделий и продукции.
Граждане и компании, осуществляющие хранение или реализацию изделий и продукции, обязаны создать возможность для инспекторов беспрепятственного доступа на объекты надзора, а помимо этого — во все служебные и специальные помещения (ч. 7 ст. 69 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 29 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ инспектор вправе оформить акт, если имеется факт ограничения доступа в помещения или чинятся препятствия другим мерам по выполнению контрольно-надзорного мероприятия.
Изъятые образцы становятся объектом проведения инструментального обследования, а также испытания или экспертизы. Порядок совершения инспекторами этих действий определяется положением о виде контроля. Полученные проверяющим ведомством результаты направляются проверяемому лицу, тому, у которого брали пробы или образцы продукции и изделий. Сделать это должны на протяжении суток после получения проверяющими органами соответствующей информации (ч. 8 ст. 69 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
По завершении процедуры продукция и товары возвращаются лицу, у которого их забрали. Исключение составляют случаи потери продукцией или изделиями их потребительских качеств (ч. 10 ст. 69 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если в ходе мероприятия был проведен отбор проб или образцов изделий и продукции, но при этом не было установлено, что обязательные требования к их безопасности и качеству не соблюдались, то в ряде случаев лицо, у которого изымали пробы, может потребовать компенсацию, равную цене утраченного имущества. Такое возможно, когда продукция или товары не подлежат возврату из-за потери потребительских свойств. Также возмещения можно требовать, если это установлено правилами реализации отдельных видов продукции и товаров. Исключения составляют случаи, когда выборочный отбор проходил в области обращения лекарственных средств, изделий медицинского характера, крови доноров или компонентов такой крови и биомедицинских клеточных продуктов (ч. 11 ст. 69 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Как правило, внеплановый выборочный контроль возможно проводить только по согласованию с органами прокуратуры. При этом предусмотрен ряд исключений (пп. 3—6 ч. 1 ст. 57, ч. 12 ст. 66 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). К ним относятся перечисленные ниже ситуации:
- дано поручение главы российского государства или Кабмина РФ;
- выдвинуто требование прокурора при осуществлении им надзора за выполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по полученным органами прокуратуры документам и обращениям;
- закончилось время, отведенное на исполнение решения контрольно-надзорного ведомства об устранении обнаруженного несоблюдения обязательных требований – если нельзя заключить, что это решение исполнено;
- наступило событие, зафиксированное в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля определено, что выборочный контроль проводится на основании такой программы;
- получены сведения о непосредственной угрозе нанесения ущерба законодательно охраняемым ценностям. В данной ситуации выборочный контроль осуществляют без промедления – на протяжении суток после получения такой информации с извещением прокуратуры по месту проверяемого объекта надзора. Закон допускает возможность не уведомлять проверяемое лицо об этой выборке.
Конкретный срок, в который инспекторы должны провести выборочный контроль, Законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ не установлен. Этот период определяется временем, на протяжении которого обычно проводят изъятие проб или образцов соответствующей продукции и изделий, а также необходимые экспертизы.
Притом часть 4 статьи 65 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ ограничивает определенными временными рамками срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица. В ходе выборочного контроля такой контакт не может длиться дольше одного рабочего дня.
По итогам контрольно-надзорного мероприятия составляется акт выборочного контроля. Результаты процедуры инспекторы надзорного ведомства должны оформить в срок, продолжительностью не больше 15 рабочих дней с момента получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы. Их направляют лицу, у которого забирали пробы или образцы, с приложением результатов описанных действий.
После завершения проведения процедуры продукцию и изделия направляют обратно лицу, у которого она была изъята. Этого не происходит в случае утраты ею потребительских качеств.
Вы можете оставить первый комментарий