Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
Юрлица, выступающие в роли покупателей, вправе вернуть некачественный товар либо потребовать его замены. В некоторых случаях возможен возврат качественной продукции. Как это сделать правильно, рассказывается в нашей статье.
Покупатель – юридическое лицо имеет право отказаться от некачественного товара и вернуть деньги. Сделать это можно при наличии двух условий:
• товар имеет существенные недостатки: неустранимые недостатки, недостатки, на устранение которых потребуются несоразмерные затраты времени или денег, и так далее (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
• поставщику было направлено уведомление о недостатках, а он не заменил товар без промедления (п. 1 ст. 518 ГК РФ).
Как оформить выявления брака при приемке? Как правило, для этого используют унифицированные формы ТОРГ-2, М-7. После того как зафиксирован факт доставки некачественного товара, необходимо письменно известить об этом поставщика и потребовать вернуть деньги. В письме необходимо указать:
• данные договора поставки;
• реквизиты платежных документов;
• причину отказа от товара;
• дату принятия товара на ответственное хранение;
• требование забрать товар и вернуть деньги.
По общему правилу у поставщика есть семь дней для того, чтобы забрать товар и вернуть деньги (п. 2 ст. 314 ГК РФ). Если он в этот срок не вернет деньги, ему необходимо направить претензию.
В претензии по качеству товара необходимо прописать:
• данные договора поставки;
• требования к качеству товара, которые были нарушены;
• реквизиты акта о выявленных нарушениях условий договора;
• сведения о платежных документах;
• реквизиты уведомления об отказе от товара и принятии его на ответственное хранение;
• требование забрать товар и вернуть деньги;
• сумму, которую должен вернуть поставщик, и банковские реквизиты, по котором необходимо перевести деньги;
• предупреждение о намерении обратиться в суд.
При просрочке возврата уплаченных за товар денег с поставщика можно взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами. Их рассчитывают от суммы долга по ключевой ставке, установленной Банком России, если иной размер не предусмотрен законом или договором (пп. 3 ст. 1103, п. 2 ст. 1107, п. 1 ст. 395 ГК РФ).
Проценты начисляют со дня, когда поставщик узнал или должен был узнать о необходимости вернуть денежные средства (п. 2 ст. 1107 ГК РФ, п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7).
Требование об уплате процентов необходимо обозначить в претензии. Даже если в ней будет указано только требование вернуть плату за товар, то для взыскания процентов подавать еще одну претензию не нужно. Можно обратиться в суд, приложив к иску претензию с требованием о выплате основного долга (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров…» от 22.06.2021 № 18).
Претензию необходимо направить по адресу контрагента, указанного в договоре как адрес для отправки юридически значимых сообщений. Если в договоре такой адрес отсутствует, документ следует направить по юридическому адресу поставщика, указанному в ЕГРЮЛ. Претензия будет считаться полученной, даже если юрлицо не находится по этому адресу. Нет необходимости отправлять документы ценным письмом с описью вложений, если это прямо не прописано в договоре поставки (п. 12 постановления Пленума ВС РФ № 18).
Претензию можно отправить по электронной почте, через социальную сеть или мессенджер, если выполнено хотя бы одно условие:
• у сторон уже есть опыт подобного обмена информацией, для них это обычная практика;
• такой порядок недвусмысленно закреплен в договоре.
Чтобы доказать отправку претензии указанными способами, можно предоставить скриншот, на котором есть точное время его получения и адрес интернет-страницы (п. 13 постановления Пленума ВС РФ № 18).
Если поставщик не удовлетворит заявленные требования, следует обратиться в суд с исковым заявлением через 30 календарных дней со дня направления претензии. Договором могут быть установлены другие правила (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
В отличие от физических лиц юрлица не могут беспричинно отказаться от качественного товара. Для этого необходимо наличие одного из следующих оснований:
• поставщик передал качественные товары в меньшем количестве, чем было предусмотрено договором (п. 1 ст. 466 ГК РФ);
• поставщик передал товары (часть товаров) в ассортименте, не соответствующем договору поставки (ст. 468 ГК РФ);
• поставщик не передал в назначенный покупателем срок документы и принадлежности, которые он должен передать в соответствии с законом или условиями договора (ст. 464 ГК РФ);
• поставщик передал некомплектные товары и недоукомплектовал их или не заменил незамедлительно после получения уведомления от покупателя (п. 1 ст. 519 ГК РФ).
Возврат товара происходит в следующем порядке:
1. Покупатель фиксирует факт нарушения условий договора о количестве товара или ассортимента.
2. Покупатель в письменной форме извещает поставщика о таком нарушении и просит забрать товар и вернуть деньги.
3. Если поставщик не вернул деньги, покупатель направляет претензию.
4. Если поставщик не удовлетворил претензию в течение 30 календарных дней, покупатель может обратиться с иском в суд.
Товар, на который установлен гарантийный срок или срок годности, при обнаружении недостатков можно вернуть в течение данных сроков (пп. 3, 4 ст. 477 ГК РФ). Если такие сроки не установлены, то товар можно вернуть, если недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах:
• двух лет с момента получения товара;
• более длительного срока, установленного договором поставки.
Если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки были обнаружены по его окончании, но в пределах двух лет с момента получения товара, изделие можно вернуть при условии, что покупатель докажет, что недостатки возникли до приемки им товара или по причинам, которые возникли до такой приемки.
Замена товара между юрлицами возможна:
• при поставке некачественного товара. Чтобы избежать предъявления требования о возврате товара, поставщик должен осуществить замену без промедления после получения уведомления о выявлении брака (п. 1 ст. 518 ГК РФ);
• при поставке некомплектных товаров. Здесь замена товаров на комплектные должна быть также проведена незамедлительно после получения уведомления от покупателя (п. 1 ст. 519 ГК РФ);
• при поставке части товаров, ассортимент которых не соответствует договору. Покупатель имеет право требовать замены таких товаров (п. 2 ст. 468 ГК РФ).
При наличии одного из вышеперечисленных оснований для замены товара покупатель должен уведомить поставщика о нарушении условий договора и предъявить требование о замене товара. Если поставщик отказывает поменять изделие, замену можно осуществить в судебном порядке. При этом необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок.
Вы можете оставить первый комментарий