Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Нередко случается, что человек после покупки туристической путевки по каким-то причинам вынужден отказаться от запланированной поездки. В данном материале приведен актуальный в 2023 году порядок возврата денег за купленную путевку. Рассмотрим, в какой ситуации это возможно, какую сумму удастся вернуть и что делать, если турагентство отказывается возвращать деньги.
После начала специальной военной операции на территории Украины ряд зарубежных стран закрыл воздушное пространство для России. Вместе с тем возможность путешествовать для российских граждан сохраняется. Соотечественники могут приобрести туристическую путевку в открытую для туризма страну на свой выбор, будь то Турция, Индия, Армения, ОАЭ или поездки по России.
Но если обстоятельства сложились не так, как ожидал путешественник, можно ли возвратить оплаченную путевку? Как правило, турист может отказаться от исполнения договора о реализации турпродукта в любое время с условием перечисления исполнителю фактически понесенных им издержек (ст. 32 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, п. 1 ст. 782 ГК РФ). Это правило распространяется и на приобретение путевок в санаторий или детский лагерь.
Денежная сумма, которую должен вернуть турагент, напрямую зависит от размера фактически понесенных им затрат на момент, когда человек отказался от путевки. Поэтому чем раньше турист напишет заявление об отказе от тура, тем выше вероятность целиком вернуть его стоимость. Иначе можно протянуть время и вернуть только часть потраченной суммы.
Некоторые основания для возврата денег за туристскую путевку можно найти в Законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ и «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2019)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019. Среди них:
- стихийные бедствия и иные обстоятельства, свидетельствующие о появлении угрозы безопасности жизни и здоровью в той стране, где запланирован отдых. Сообщения о таких угрозах размещаются на официальных сайтах МИД и Минэкономразвития РФ с рекомендациями воздержаться от поездок в проблемные государства. Если сложилась такая ситуация, то человеку должны целиком вернуть цену путевки при отказе от нее до начала путешествия;
- прекращение фирмой туроператорской деятельности из-за невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации турпродукта;
- существенные изменения обстоятельств. Невозможность путешествия может возникнуть по не зависящим от человека причинам: болезнь туриста, отказ в выдаче визы, смерть близкого родственника.
Рассмотрим, в каком порядке можно вернуть предоплату, внесенную за туристскую путевку.
- Прежде всего нужно обратиться к туроператору или турагенту с требованием о расторжении договора о реализации туристского продукта. Такое требование должны быть выражено в претензии. Как составить этот документ, изложено в отдельном разделе нашей статьи. В некоторых ситуациях претензионный порядок не является обязательным. При неудовлетворении требований в досудебном порядке человек вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
- Исковое заявление нужно подготовить, руководствуясь требованиями гражданского процессуального законодательства. Кроме этого, надо подготовить документы, которые потребуется приложить к иску. Этому будем посвящен отдельный раздел нашего материала. Принимая во внимание, что к отношениям, вытекающим из договора о реализации туристского продукта, применяются нормы законодательства о защите прав потребителей, при предъявлении искового заявления государственная пошлина не перечисляется, если его цена не больше 1 млн рублей. Если же цена иска превышает этот лимит, госпошлина уплачивается в размере, исчисленном исходя из цены иска и сокращенном на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн рублей. Это следует из подпункта 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ, п. 3 ст. 17 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, ст. 10 Закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ.
- Иск и необходимые документы подаются в суд. Истец по своему выбору может предъявить его по месту собственного жительства, адресу турфирмы либо по месту заключения или исполнения договора (ст. 28, ч. 7 ст. 29 ГПК РФ, п. 2 ст. 17 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).
Чтобы вернуть деньги за оплаченную путевку, несостоявшемуся путешественнику нужно подготовить претензию и направить ее туроператору или турагенту. Она оформляется в свободной форме в двух экземплярах. В этом случае один из экземпляров претензии останется на руках у заявителя. На нем может быть проставлена отметка турфирмы о принятии документа, если он был передан лично. Претензию также можно отправить по почте заказным письмом. Так турист сможет подтвердить соблюдение претензионного порядка, если он предусмотрен законодателем.
Срок рассмотрения претензии составляет десять дней (ч. 8 ст. 10 Закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ). При удовлетворении туроператором изложенных в документе требований денежные средства возвращаются человеку, оплатившему их за планируемый вояж.
Если турфирма не возвращает стоимость путевки целиком, она должна предоставить обратившемуся человеку документальное подтверждение понесенных ею фактических издержек на дату отказа от тура. Это могут быть расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и так далее. В случае неудовлетворения требований в досудебном порядке человек вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае претензии к туроператорам касательно качества туристского продукта. Претензионный порядок не обязателен по другим требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператорами (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 №18).
Ответственность перед туристом за исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор. Содержание агентского договора турагента и туроператора при этом не влияет на права потребителя (п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).
При отказе турфирмы в добровольном порядке удовлетворить претензию, можно обратиться с исковым заявлением о защите прав потребителя в судебную инстанцию. При этом доказывание надлежащего оказания услуг туристу, а также возмещение дополнительных убытков в случае возникновения судебного разбирательства лежит на туроператоре (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).
В случае несоответствия гостиницы заявленной категории турист вправе самостоятельно выбрать способ восстановления нарушенных прав согласно п. 1 ст. 29 Закона от 07.02.1992 № 2300-1. Также он вправе потребовать соразмерного уменьшения цены предоставленной услуги.
Помимо основных требований, можно заявить и дополнительные требования (ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, п. 6 ст. 13, ст. 15, п. 5 ст. 28 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, абз. 6 ст. 6 Закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ):
- о выплате неустойки за каждый день просрочки в размере 3 процентов, но не больше разницы в стоимости отелей;
- об уплате штрафа в размере 50 процентов от общей суммы, присужденной судом в связи с неудовлетворением требований в добровольном порядке;
- о компенсации морального вреда;
- о возмещении судебных расходов.
При подаче такого заявления госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн рублей. Если же цена иска больше этой суммы, указанные плательщики перечисляют госпошлину в размере, исчисленном исходя из цены иска и уменьшенном на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн рублей (п. 3 ст. 17 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).
При цене иска не больше 100 тыс. рублей иск подается мировому судье, а в случае превышения этой суммы — в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).
Исковое заявление и соответствующие документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или (при наличии в суде технической возможности) в электронном виде в предусмотренном законодателем порядке (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35, ч. 1 ст. 131 ГПК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 № 440-ФЗ).
По общим правилам искового производства гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. В зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен председателем суда, зампредседателя суда, председателем судебного состава не больше чем на месяц.
Срок, на который судебное разбирательство откладывают для примирения сторон, не включается в указанные сроки рассмотрения дел, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства (ч. 1, 4.1, 6 ст. 154 ГПК РФ).
После вынесения решения суда нужно дождаться вступления его в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы – один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
Вы можете оставить первый комментарий