Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила
По указу президента в России была объявлена частичная мобилизация. Это означает, что повестки получают в первую очередь резервисты и граждане с военно-учетной специальностью или боевым опытом. При этом помимо граждан под мобилизацию подпадают и автомобили. Это мероприятие именуется военно-транспортной обязанностью и является частью мобилизационной программы.
В решении о частичной мобилизации, которое было принято в 2022 году по указу главы государства, ничего не говорится о привлечении частного автотранспорта для решения государственных военных задач.
Суть мобилизации – привлечение граждан и техники для решения военных задач, поставленных ВС. В этот момент государство нуждается не только в подготовленных специалистах, имеющих военно-учетную квалификацию, но и в технических средствах. Поэтому для решения военных задач власти изымают автомобили предприятий и граждан.
В ходе привлечения на военную службу некоторым категориям граждан и квалифицированным сотрудникам могут предоставить отсрочку от мобилизации. Однако в этот период продолжают действовать общие мобилизационные правила. По ним следует, что госорганы, компании и граждан могут привлечь к выполнению военно-транспортной обязанности (ВТО).
В ходе мобилизации военкоматы имеют право оповестить владельцев автотранспорта, включая частных лиц, о необходимости явиться для воинской регистрации машины. Уведомить владельцев могут любым способом, включая предупреждение через СМИ.
После этого владельцы должны предоставить свой исправный транспорт в военкомат, но поначалу только лишь для учета.
ВТО распространяется:
– на органы федеральной и региональной власти;
– фирмы любой формы собственности, у которых есть автомашины в хозяйстве;
– граждан – владельцев транспортных средств.
Отметим, что граждане перечислены лишь в конце этого списка. Следовательно, под исполнение ВТО они подпадут в последнюю очередь.
Основные правила привлечения к исполнению ВТО следуют из закона о мобилизационной подготовке и мобилизации.
Этот документ устанавливает следующие правила:
– проведение ВТО необходимо для обеспечения ВС необходимой техникой не только в военное время, но и в период мобилизации;
– предприятиям и гражданам возмещают убытки, возникшие в связи с мобилизацией их техники. То есть государство выплачивает деньги, если пострадали автомобили, которые попали под мобилизацию;
– военно-транспортная мобилизация касается всех органов госвласти страны, включая региональные и местные. Она распространяется на предприятия и граждан.
Под мобилизационные цели подпадают не только автомашины, но и порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, АЗС, ремонтные базы и иные службы, обеспечивающие службу ТС.
При этом мобилизовать автомашину могут не только у собственников. Предписание могут получить и те, кто:
– владеет ими на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и т. д.;
– обеспечивает работу транспорта. Например, транспортные парки.
На основании закона о мобилизации в России действует специальный порядок исполнения военно-транспортной обязанности. Он определен положением о военно-транспортной обязанности, принятом Президентом РФ.
Положение о военно-транспортной обязанности действует по указу президента № 1175.
ВТО – часть мероприятий мобилизационной подготовки, которая начинается с учета техники в мирное время. В период, когда военные мероприятия не проводятся, у предприятий существует обязанность по заблаговременной подготовке техники для передачи войскам.
Для обеспечения мобилизационной готовности ТС, представляемых войскам, формированиям и органам, предприятия обязаны осуществлять:
– отбор техники совместно с представителями войск, формирований и органов;
– содержание ТС в состоянии готовности к представлению войскам, формированиям и органам;
– подготовительные мероприятия для установки на ТС специального оборудования;
– проверки наличия и технического состояния ТС;
– проверки готовности техники к работе;
– предоставление войскам, формированиям и органам информации о наличии и техническом состоянии ТС;
– проведение других мероприятий по мобилизационной подготовке техники, определяемых правовыми актами РФ по вопросам ВТО.
Для проведения проверок мобилизационной готовности ТС предприятия обязаны обеспечивать доступ представителей:
– федеральных и региональных властей;
– местного самоуправления;
– военных комиссариатов (органов военного управления);
– войск, формирований и органов.
Передача техники в период мобилизации и в военное время происходит на основании мобилизационного предписания. Предоставляя технику по предписанию, предприятие обязано доставить ее в пункт передачи. При этом установлены требования – ТС передается в технически исправном состоянии и с соответствующей документацией.
Ведение учета транспортных средств возлагается на военные комиссариаты и органы военного управления. Порядок их учета вводит Минобороны по согласованию с ГИБДД, Гостехнадзором. Поэтому собственникам транспорта не нужно ставить их самостоятельно на учет. Это сделают военкоматы на основании данных, полученных от уполномоченных структур.
Учет ТС ведется для решения следующих основных задач:
– получение данных о наличии и качественном состоянии техники, а также о ее принадлежности;
– определение размеров изъятия техники с конкретных предприятий (организаций);
– изучение базы по ремонту и техническому обслуживанию ТС и возможность ее использования в военных интересах при мобилизации;
– обеспечение планового контроля за техническим состоянием и подготовкой ТСФ к передаче в состав ВС по мобилизации.
Учет техники ведется на основании сведений:
– получаемых отделами ВК при постановке и снятии ее с учета;
– получаемых отделами ВК из ГИБДД, Гостехнадзора;
– о наличии и техническом состоянии ТС, получаемых из организация (предприятий), имеющих на балансе технику.
В мирное время ответственные лица также не освобождены от обязанности по учету техники. Учет ТС в мирное время – часть мобилизационных задач, которые возложены в том числе на организации. В это время они должны следить за техническим состоянием автомашин и заблаговременно готовить их для предоставления войскам, формированиям и органам по требованию и в соответствии с мобилизационными заданиями.
Кроме того, в мирное время владельцев техники имеют право вызвать на учения и тренировки по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных заданий.
Перечень транспортных средств, которые могут изъять, устанавливает Минобороны.
В эти списки могут попасть:
– автомашины всех типов марок, прицепы и полуприцепы;
– ТС для перевозки длинномерных грузов, нефтепродуктов, пищевых жидкостей;
– краны автомобильные, подъемные средства и механизмы;
– дорожно-строительная техника;
– мотоциклы тяжелого класса с коляской;
– тракторы всех типов и марок, прицепы и полуприцепы;
– снегоходы с лыжами в качестве элемента управления и прицепы к ним;
– квадроциклы (в том числе и легкие), мотовездеходы и прицепы к ним.
Таким образом, под мобилизацию подпадает не только автомобильный транспорт, но и железнодорожный транспорт, морской, внутренний водный, воздушный, трубопроводный, а также специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные машины и т.д.
Полный список мобилизуемой техники указан в Приказе Минобороны РФ от 14.03.2014 № 151. Но компании и граждан – собственников ТС интересует прежде всего какие обычные автомобили, подлежащие мобилизации, могут оказаться в этот список. Преимущественно это техника категории M1G.
Эту категорию присваивают транспорту, который предназначен для перевозки пассажиров и имеет, помимо места водителя, не более 8 пассажирских мест, а также обладает повышенной проходимостью.
Повышенная проходимость – это полный привод на все колеса. Кроме того, в машине должен быть хотя бы один механизм блокировки дифференциала. Размер дорожного просвета – не менее 180 мм, углы въезда и съезда не менее 25 и 20 градусов, способность преодолевать 30-процентный подъем.
Под такие требования могу попасть обычные внедорожники.
Помимо этого, в перечне указаны более крупные машины – категории N1G. К ним предъявляют следующие требования: полный привод, одна блокировка и способность преодолеть 25-процентный подъем. В этом случае речь может идти, например, об УАЗах, полноприводных «Соболях» и «Газелях».
Учету подлежат и автобусы категорий «M2» и «М3». Это транспорт для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса этой техники не превышает (или в случае с «М3» превышает) 5 тонн.
За неисполнение ВТО предусмотрен административный штраф:
- для граждан в размере от 300 до 500 рублей;
- должностных лиц — от 500 до 1 тыс. рублей;
- юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.
Вы можете оставить первый комментарий