Каждая компания помимо основных затрат несет также внереализационные расходы. Они имеют определенные особенности принятия. Какие расходы относятся ко внереализационным, как правильно их учесть, списать и отразить в декларации по налогу на прибыль, узнаете из нашей статьи.
Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим; редактор: Коротаева Юлия
Содержание
- Внереализационные расходы: НК РФ
- Состав внереализационных расходов
- Учет внереализационных расходов
- Внереализационные расходы в декларации по налогу на прибыль
- Списание внереализационных расходов
- Внереализационные расходы: проводки
Внереализационные расходы: НК РФ
Внереализационными называют затраты, которые непосредственно не связаны с производственным процессом, но при этом направлены на получение дохода.
Виды и порядок отражения таких издержек представлены в ст. 265 НК РФ. Перечень является открытым. Внереализационные траты списывают при определении налоговой базы по правилам налогового законодательства. Главные условия в том, что эти расходы должны быть экономически оправданы и подтверждены первичной документацией.
Состав внереализационных расходов
В качестве внереализационных затрат признают:
• выплаченные проценты по кредитам и займам;
• расходы на содержание сданных в аренду объектов;
• отрицательные разницы от купли-продажи валюты, при переоценке имущества и обязательств, если их стоимость выражена в иностранной валюте;
• расходы на содержание зданий и оборудования, переданных на консервацию;
• ликвидационные траты на основные средства;
• премии и скидки по договорам оказания услуг;
• штрафы, пени и прочие санкции за нарушение условий договора с контрагентами;
• банковская гарантия и другие.
Также ко внереализационным расходам относят некоторые виды убытков, к примеру:
• убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;
• суммы безнадежных долгов, покрытых и не покрытых резервами;
• потери от внутрипроизводственных процессов;
• недостачи материальных ценностей;
• убытки от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
• отрицательный финансовый результат от операций по уступке права требования и другие аналогичные виды (п. 2 ст. 265 НК РФ).
Учет внереализационных расходов
Момент принятия в учете расходов зависит от способа их признания. Если компания использует метод начисления, затраты признают в момент их возникновения. Его определяют по данным первичных документов: накладных, актов, кассовых чеков и пр.
При кассовом методе расходы принимают в период оплаты (п. 7 ст. 272, п. 3 ст. 273 НК РФ).
В таблице приведены даты признания расходов при методе начисления и кассовом методе.
Вид расхода |
Дата принятия при методе начисления |
Дата принятия при кассовом методе |
Проценты по договорам займа и долговым ценным бумагам |
Последний день каждого месяца налогового периода. Если договор займа заканчивается в течение месяца – дата прекращения действия соглашения |
День погашения задолженности |
Затраты на приобретение лизингового имущества | Момент начисления лизинговых платежей по договору в сумме, пропорциональной величине оплаты | |
Отрицательная курсовая разница от переоценки валютной задолженности |
Наиболее ранняя из дат: · дата сделки в иностранной валюте; · последнее число календарного месяца |
По общему правилу не возникают. В случае переоценке валюты на счетах и в кассе – аналогично методу начисления |
Затраты на приобретение ценных бумаг, долей, паев | День продажи или иного выбытия | Учитывают по мере реализации ценных бумаг и с учетом оплаты понесенных расходов (п. 2, 3 ст. 273 НК РФ) |
Судебные издержки |
Учитывают по мере несения. В случае проигрыша – дата вступления в силу решения суда |
Дата погашения долга |
Госпошлина | Момент начисления | День перечисления пошлины |
Штрафы, пени и неустойки за нарушение условий договора | Дата признания долга организацией или вступления в силу решения суда | Дата оплаты долгов |
Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам | Последнее число отчетного месяца | При кассовом методе резерв не создают (п. 3 ст. 273 НК РФ) |
Внереализационные расходы в декларации по налогу на прибыль
Внереализационные расходы отдельным блоком включают в приложение 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала налогового периода. Их общая сумма отражается по строке 200.
В строку 201 вписывают проценты по кредитам и займам, а в строку 202 – расходы на создание резерва на социальную защиту инвалидов.
В поле 204 указывают затраты на ликвидацию основных средств, объектов незавершенного строительства, охрану недр.
Графа 205 предназначена для отражения штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств перед контрагентами.
В строку 206 профессиональные участники рынка ценных бумаг вписывают сумму убытка по операциям с инструментами, которые не обращаются на организованном рынке.
Величина строки 200 будет равна сумме строк 201– 206, если компания несла только перечисленные в этих строках внереализационные расходы. При наличии иных затрат показатель 200 поля будет больше.
Убытки, приравненные к внереализационным расходам, фиксируют в строках 300–302. Как правило, это выявленные в текущем периоде убытки прошлых лет, а также суммы безнадежных долгов.
Для расчета налога на прибыль за период показатели строк 200 и 300 приложения 2 переносят в поле 040 листа 2 декларации.
Списание внереализационных расходов
Отдельной категорией внереализационных издержек являются некоторые виды убытков, которые имеют определенную специфику списания.
Обнаруженные в текущем налоговом периоде убытки прошлых лет признают в составе внереализационных трат, если их нельзя отнести к конкретному периоду. Среди них, например, потери от возврата бракованной продукции после ее реализации. Перенос на будущее таких затрат не предусмотрен.
Безнадежные долги возникают при истечении срока исковой давности, ликвидации должника или наступлении форс-мажорных обстоятельств. Включение таких издержек в состав внереализационных расходов зависит от того, связаны ли они с производством и реализацией и создан ли в их отношении резерв. Так, если безнадежный долг возник по основной деятельности, то списание происходит за счет резерва, а непокрытая сумма включается в состав внереализационных расходов. Когда долг не связан с продажей, он включается в расходы в периоде возникновения.
Порядок списание потерь от хищения зависит от того, найдено ли виновное лицо или нет. В первом случае компания учитывает такие расходы, когда факт отсутствия виновных лиц подтвержден документально при методе начисления или произведена полная оплата утерянного имущества при кассовом способе. В данном случае документальным подтверждением могут служить постановление о приостановлении дознания или закрытии уголовного дела, оправдательный приговор суда.
Когда виновное лицо найдено, стоимость похищенных ценностей включают в состав внереализационных расходов на дату признания вины должником или вступления в силу судебного решения. Аналогичный порядок действует и при хищении со счета денежных средств.
Потерями от стихийных бедствий признают ущерб, нанесенный пожарами, наводнениями, авариями и прочими чрезвычайными ситуациями. В данном случае в состав таких внереализационных расходов включают стоимость уничтоженного или испорченного имущества организации в периоде получения подтверждающих документов. Подтвердить потери помогут акты о пожаре с установленной причиной возгорания, протокол осмотра места происшествия, справка пожарной службы, акты инвентаризации с указанной суммой ущерба, справка из органов внутренних дел об отсутствии виновных лиц.
Таким же способом списывают расходы на ликвидацию и предотвращение чрезвычайных ситуаций, к примеру, издержки на тушение пожара.
Важно помнить, что чрезвычайные расходы не связаны с действиями организации или ее контрагентов. Так, нарушение правил хранения и перевозки товара не относится к обстоятельствам непреодолимой силы и не влечет признание расходов в составе внереализационных.
Порядок отражения связанных с простоем расходов зависит от того, есть ли виновные лица или нет. Если причиной остановки работы являются действия сотрудника предприятия или виновного лица, то потери от него – это материальный ущерб.
Работника признают виновным в случае невыполнения должностных обязанностей без уважительных причин. К примеру, когда при несоблюдении техники безопасности сломалось оборудование.
Если причиной простоя являются действия контрагента, организация может направить ему претензию с требованием возместить ущерб. Это возможно, например, при выходе производственного станка из строя в связи с отключением электричества по вине энергоснабжающей организации.
Сумму компенсации списывают на дату признания ее должником или вступления в силу судебного акта.
Однако нередки случаи, когда виновники простоя не установлены. Тогда прямые затраты нужно учесть в составе внереализационных. К ним обычно относят сырье и материалы, расходы на зарплату производственного персонала со страховыми взносами, амортизационные отчисления и аренду производственного оборудования. Такие издержки списывают на дату начисления.
Что касается косвенных расходов, то учитывают их в том же порядке, что и при текущей деятельности, поскольку они возникают вне зависимости от производственного процесса. Так, зарплата административных сотрудников и страховые взносы входят в состав косвенных расходов текущего периода.
Внереализационные расходы: проводки
В бухгалтерском учете такие затраты учитывают по счету 91-2 «Прочие расходы». К учету они принимаются в том периоде, в котором возникли независимо от момента выплаты денежных средств. Исключение – компании, которые вправе применять упрощенные способы ведения учета.
Записи производят по дебету счета 91-2 в течение месяца. Здесь отражают суммы штрафов и пеней, списанной дебиторской задолженности и прочих операций.
Рассмотрим примеры бухучета таких расходов:
- Дебет 91-2 Кредит 66,67 — начислены проценты по кредитам и займам;
- Дебет 91-2 Кредит 52 — отражена отрицательная разница от переоценки денежных средств на валютном счете;
- Дебет 91-2 Кредит 25, 73, 76 — списаны расходы при простое при наличии виновных лиц;
- Дебет 91-2 Кредит 02, 60,70, 76… — отражены затраты при простое в связи с форс-мажорными обстоятельствами;
- Дебет 91-2 Кредит 63 — начислен резерв по сомнительным долгам;
- Дебет 91-2 Кредит 76 — признан долг перед контрагентом за нарушение условий договора.
В конце периода дебетовое сальдо сопоставляется с остатком прочих доходов и расходов по счету 91-9, а затем списывается на счет 99. В учете отражают следующие проводки:
- Дебет 91-9 Кредит 91-2 — закрытие синтетического счета 91-2;
- Дебет 91-9 Кредит 99 — получена прибыль по прочим операциям;
- Дебет 99 Кредит 99 — получен убыток по прочим операциям.
Вы можете оставить первый комментарий