Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим
Денежные средства – самые ликвидные активы, которыми владеет организация или предприниматель. Чтобы исключить неэффективное использование или хищения, за деньгами потребуется установить особый контроль, который невозможно организовать без налаженного учета. В нашей статье вы узнаете, как правильно вести бухгалтерский учет денежных средств.
Целью бухучета денежных средств является сбор, запись и систематизация информации о движении денег на счетах учета. Данные действия помогают организации или индивидуальному предпринимателю эффективно вести свою деятельность и следить за сохранностью активов.
В процессе достижения поставленной цели бухгалтерия решает следующие задачи:
• отражение в учете операций, связанных с движением наличных и безналичных денег;
• контроль за сохранностью и использованием денежных средств;
• соблюдение платежной и кассовой дисциплины;
• проведение инвентаризации денег.
Решить вышеперечисленные задачи помогут нормы действующего законодательства, о которых мы расскажем далее в статье.
В законодательстве предусмотрены три группы нормативно-правовых документов, которые регулируют вопросы бухгалтерского учета денежных средств.
Первая группа – документы, в которых записаны общие правила бухгалтерского учета:
• Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
• План счетов бухучета с инструкцией, утвержденый Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н;
• ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденные Приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н;
• Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Вторая группа – положения, регулирующие правила расчета наличными:
• Указание Банка России от 09.12.2019 № 5348-У «О правилах наличных расчетов»;
• Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
Третья группа – законы, которые регулируют вопросы проведения безналичных расчетов:
• Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
• Указание Банка России от 14.10.2019 № 5286-У «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств».
Важно учитывать, что вопросы бухучета денежных средств, которые вышеперечисленными законами не регулируются, освещаются в учетной политике организации.
Согласно плану счетов денежные средства учитывают на следующих счетах бухгалтерского учета:
• 50 — «Касса»;
• 51 — «Расчетный счет»;
• 52 — «Валютный счет в банке»;
• 55 — «Специальные счета в банках»;
• 57 — «Переводы, которые находятся в пути»;
• 58 — «Финансовые вложения в ценные бумаги».
По данным счетам отражают зачисление и списание наличных и безналичных денежных средств в корреспонденции со счетами расчетов с сотрудниками, покупателями, поставщиками, а также бюджетом – это счета 60—79.
В бухучете поступление денег на расчетный счет отражают проводками по дебету счета 51 «Расчетные счета», а списание — по кредиту. Основанием является выписка банка с приложенными к ней расчетными документами. Например, платежные поручения, требования и другие документы.
Денежные средства на расчетный счет могут поступать из кассы, с другого расчетного счета, от клиентов – организаций, бизнесменов и граждан, а также из бюджета и фондов. Например, при возврате переплаты. Кроме того, деньги могут быть ошибочно зачислены на счет организации.
Проводка при поступлении денежных средств на счет следующая:
Дебет 51 Кредит 62 (58, 60, 66, 67, 76, 91) – поступление денежных средств на расчетный счет.
Списание денежных средств проводят в учете на основании платежных и инкассовых поручений. Деньги могут быть списаны в счет погашения задолженности перед поставщиками, сотрудниками, бюджетом и внебюджетными фондами.
Проводка при списании денежных средств со счета обратная:
Дебет 60 (50, 58, 62, 67, 68, 70, 71) Кредит 51 – списание денежных средства с расчетного счета.
При наличии нескольких открытых расчетных счетов в банках необходимо организовать аналитический учет средств на них. Для этого потребуется открыть дополнительные субсчета к счету 51. Например, счет 51 субсчета «Расчетный счет 1» и «Расчетный счет 2».
Проводка при переводе денег между своими счетами следующая:
Дебет 51 субсчет «Расчетный счет 1» Кредит 51 субсчет «Расчетный счет 2» – перевод между собственными расчетными счетами.
Такой порядок установлен в инструкции к плану счетов.
Поступление наличных денег в кассу учитывают по дебету счета 50 «Касса», списание показывают по кредиту этого счета. Основанием для проводок будут являться приходные, расходные кассовые ордера по формам № КО-1 и КО-2, расчетные ведомости и другие документы.
Проводка при поступлении денежных средств в кассу следующая:
Дебет 50 Кредит 62 (51, 66, 71, 73, 90, 91) – поступление наличных денег в кассу.
Списание денежных средств проводят в учете на основании заявлений о возврате денег и других документов. Деньги могут быть списаны в счет погашения задолженности перед поставщиками, сотрудниками.
Проводка при списании денежных средств обратная:
Дебет 51 (60, 62, 62, 67, 70, 71) Кредит 50 – списаны денежные средства с расчетного счета.
Такой порядок установлен в инструкции к плану счетов.
Законодательство разрешает проводить на территории России только определенные валютные операции. В частности, это:
• покупка иностранной валюты;
• получение валютной выручки от продажи товаров, работ;
• получение долгосрочных и краткосрочных кредитов, займов в инвалюте.
При этом по общему правилу использовать в расчетах валюту можно только в операциях с нерезидентами. Валютные операции с резидентами запрещены, поэтому все расчеты проводятся в рублях. Однако разрешено варьировать стоимость сделки в зависимости от колебаний цены иностранной валюты.
Об этом сказано в Законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее – закон № 173 ФЗ).
Бухучет валютных операций регулируется ПБУ 3/2006, а также планом счетов и инструкцией по его применению, согласно которой операции с инвалютой проводят по счету 52 «Валютные счета». Аналитический учет разрешено вести по каждому счету, открытому для хранения денег в валюте.
Кроме того, в некоторых случаях организация может получать валютную выручку наличными через кассу, а не на расчетный счет. Как правило, это касается расчетов с иностранными контрагентами (ч. 2 ст. 14 закона № 173-ФЗ).
Операции с иностранной валютой в бухучете отражают в рублях по действующему на дату зачисления курсу ЦБ РФ. При отсутствии официального курса применяют кросс-курс, рассчитанный исходя из стоимости других иностранных валют, установленных ЦБ РФ (п. 4–7 ПБУ 3/2006).
В регистрах бухгалтерии, кроме рублевого эквивалента, также необходимо отражать сумму в валюте операции. Информация о количестве инвалюты может потребоваться, в частности, при инвентаризации кассы и для переоценки и расчета курсовых разниц (п. 3, 7, 20 ПБУ 3/2006).
Колебания курса национальной валюты образуют в учете положительные и отрицательные курсовые разницы. Положительные курсовые разницы учитывают в составе прочих доходов, отрицательные – в прочих расходах (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99).
Проводки по поступлению инвалюты следующие:
Дебет 52 Кредит 51 (62, 66, 67, 75, 76, 79) — поступление валюты на расчетный счет.
Дебет 50 Кредит 52 (62, 71) – поступление валюты в кассу.
Проводки по выбытию иностранной валюты следующие:
Дебет 51 (62, 66, 67, 75, 76, 79) Кредит 52 — выбытие валюты с расчетного счета.
Дебет 52 (62, 71) Кредит 50 субсчет – выбытие валюты из кассы.
Отчет о движении денежных средств обязаны составлять все организации, ведущие бухучет. Из общего правила есть одно исключение: не оформлять отчет вправе компании, которые ведут учет по упрощенной форме. Например, малые предприятия (ст. 6 закона № 402-ФЗ, п. 6 Приказа Минфина РФ от 02.07.10 № 66н).
Форма отчета о движении денежных средств утверждена Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н, а правила по ее заполнению предусмотрены в ПБУ 23/2011. Расскажем подробнее о том, как заполнять отчет.
В отчете о движении денежных средств необходимо отразить все поступления и платежи организации, а также остатки средств на начало и конец отчетного периода (п. 6 ПБУ 23/2011).
Отчет состоит из трех разделов, которые содержат информацию о денежных потоках от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Денежные потоки считают поступление и выбытие денежных средств, а также денежных эквивалентов (п. 6 ПБУ 23/2011).
Для того чтобы заполнить форму, по каждой группе денежных потоков необходимо определить, сколько денег за период поступило и сколько выбыло, а также посчитать итоговый результат. В случае если классифицировать денежный поток не получается, его относят к группе денежных потоков от текущих операций (п. 12 и 13 ПБУ 23/2011).
Остатки денег на начало и конец отчетного года определяют в целом по организации с учетом филиалов и представительств. Показатели отчетного года отражают напротив аналогичных данных, которые были посчитаны за предыдущий год.
Показатели в отчете формируют на основании данных бухгалтерского учета. Для этого используют дебетовые и кредитовые обороты по следующим счетам:
• 50 — «Касса»;
• 51 — «Расчетный счет»;
• 52 — «Валютный счет в банке»;
• 55 — «Специальные счета в банках»;
• 57 — «Переводы, которые находятся в пути»;
• 58 — «Финансовые вложения в ценные бумаги».
Теперь расскажем, как заполнить отчет по разделам.
В разделе 1 отчета записывают денежные потоки от текущих операций. К ним относят денежные потоки, которые связаны с основной деятельностью организации. Как правило, такие потоки напрямую связаны с формированием финансового результата от продаж (п. 9 ПБУ 23/2011).
В разделе 2 указывают денежные потоки от инвестиционных операций. К таким потокам относят операции, которые связаны с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов, которые приобретались с целью получения прибыли в будущем (п. 10 ПБУ 23/2011).
В разделе 3 отражают денежные потоки от финансовых операций. Это потоки, которые связаны с привлечением организацией дополнительного финансирования, приводящего к изменению величины и структуры капитала и заемных средств организации. Как правило, это кредиты, займы и прочие операции (п. 11 ПБУ 23/2011).
В самом конце отчета записывают остаток денег от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности по строке 4400. Его получают путем сложения показателей строк 4100, 4200 и 4300. По строке 4450 указывают данные об остатке денег на начало года, а данные на конец года отражают по строке 4500. Определить остаток на конец года можно при сложении цифр в строках 4400 и 4450, а также с учетом данных, которые отражены в строке 4490.
По строке 4490 отражают разницу, которая возникла при пересчете денежных потоков и остатков денежных средств в иностранной валюте по курсам на разные даты. Если показатель получился отрицательным, то данные записывают в скобках (п. 19 ПБУ 23/2011).
Наши специалисты составили образец отчета о движении денежных средств. Скачайте его по ссылке: пример отчета о движении денежных средств.
Заполненный отчет сдают в налоговую инспекцию по итогам отчетного года вместе с годовой отчетностью. Отчетность представляют в инспекцию в электронном виде, бумажные варианты инспекторы больше не принимают.
Срок сдачи отчетности — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть крайний срок сдачи отчета — не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. (ч. 5 ст. 18 закона № 402-ФЗ, пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ).