Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Индивидуальный предприниматель в своей деятельности всегда преследует главную цель – получение прибыли. И конечно же, чем меньше издержек на налогообложение при ведении бизнеса в конкретном регионе, тем выгоднее там работать коммерсанту. В нашей статье рассмотрим, какие субъекты РФ предоставляют наиболее привлекательные условия для открытия ИП. Поговорим о том, может ли гражданин выбрать регион с льготными ставками для организации своего бизнеса. Разберем, как различаются ставки по УСН и стоимость патента в разных субъектах России.
Частные коммерсанты регистрируют статус ИП в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Согласно пункту 3 ст. 8 этого документа индивидуальный предприниматель встает на учет по месту своего жительства. Никакие исключений из этого правила законодателем не предусмотрены. У коммерсанта не получится встать на учет в качестве ИП в другом городе, где у него нет прописки. В такой ситуации ФНС выдаст отказ. Но это не означает, что предприниматель должен вести бизнес только по месту своего жительства. Закон не запрещает коммерсантам вести деятельность в других регионах. Подробно эту тему мы освещали в статье «Открытие ИП не по месту ведения бизнеса».
Переезд в целях ведения бизнеса в другой регион для индивидуального предпринимателя может быть обусловлен тем, что там установлена пониженная налоговая ставка.
Так, если ИП применяет УСН, то может самостоятельно выбрать, как рассчитывать налог:
- с доходов по ставке 6 процентов;
- с доходов, уменьшенных на расходы, но по ставке 15 процентов.
Эти ставки российские регионы могут снизить на своей территории (ст. 346.20 НК РФ). Поэтому ведение бизнеса в таких льготных субъектах будет для коммерсанта более выгодным.
Однако стоит учитывать, что уплата налога и авансовых платежей предпринимателем в связи с применением УСН, а также представление налоговой декларации производятся по месту его жительства (п. 6 ст. 346.21 и п. 1 ст. 346.23 Кодекса РФ). Поэтому при исчислении суммы налога налогоплательщик должен применять налоговую ставку, которая действует в том российском регионе, в котором ИП состоит на учете в ИНФС по месту жительства (письмо Минфина РФ от 22.06.2021 № 03-11-11/48867). Это означает, что предприниматель для получения выгоды от установленных субъектами РФ пониженных ставок по УСН должен встать на регистрационный учет в качестве ИП в льготном регионе. Ведение бизнеса на территории льготного региона никакой выгоды в оплате УСН не принесет, если регистрация коммерсанта произведена в другом субъекте, не предоставляющем льгот.
Если же индивидуальный предприниматель выбрал ПСН, то он должен будет выплатить стоимость патента, который можно приобрести на любое количество месяцев в пределах календарного года. По общему правилу патент нужно купить на каждый вид деятельности, по которому ИП хочет применять ПСН, и в каждом регионе, а в некоторых случаях — в каждом муниципальном образовании, где он эту деятельность ведет (пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43, п. 1 ст. 346.45 НК РФ).
Стоимость патента рассчитывается исходя из потенциально возможного к получению дохода за год. Обычно его определяют власти региона по каждому виду деятельности, за исключением животноводства и растениеводства, которые должны быть объединены в одном патенте (п. 1 ст. 346.48, пп. 3, 5 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Поэтому есть регионы более выгодные для ведения определенного бизнеса, а есть менее выгодные.
Место приобретение патента законодатель не связывает с местом жительства индивидуального предпринимателя – купить его можно в любом регионе. Территория действия патента будет распространяться только на один регион. Это значит, что по выданному в Московской области патенту в других субъектах России, в том числе в Москве, работать нельзя.
Согласно подпунктам 1 и 2 ст. 346.20 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих УСН, региональными законами могут быть установлены налоговые ставки:
- в пределах от 1 до 6 процентов, если объектом являются доходы;
- в пределах от 5 до 15 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В виде таблице приведем информацию о пониженных налоговых ставках при применении УСН, установленных в некоторых регионах. Представленные налоговые ставки определены в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Сведения о категориях налогоплательщиков, имеющих право на применение указанных ставок, и иных условиях их использования можно найти в законе соответствующего субъекта РФ.
Субъект РФ | Объект налогообложения | Налоговая ставка | Основание |
Москва | «Доходы минус расходы» | 10 процентов | Статья 1 Закона города Москвы от 07.10.2009 № 41 |
Московская область | «Доходы» | 1 процент | Закон Московской области от 12.02.2009 № 9/2009-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 10 процентов | ||
Санкт-Петербург | «Доходы» | 1, 3 процента | Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2009 № 185-36 |
«Доходы минус расходы» | 5, 7 процентов | ||
Ленинградская область | «Доходы» | 1, 2, 3 процента | Статьи 1—2, 1—3, 1—4 Областного закона Ленинградской области от 12.10.2009 № 78-оз |
«Доходы минус расходы» | 5 процентов | Статья 1 Областного закона Ленинградской области от 12.10.2009 № 78-оз | |
Республика Крым | «Доходы» | 1, 2, 4 процента | Статьи 2-1, 2-3, 2.4 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 59-ЗРК/2014 |
«Доходы минус расходы» | 5, 10 процентов | ||
Края | |||
Краснодарский | «Доходы» | 1 процент | Закон Краснодарского края от 06.07.2022 № 4724-КЗ |
«Доходы минус расходы» | 5 процентов | ||
Красноярский | «Доходы» | 1, 3, 5 процентов | Закон Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4347 |
«Доходы минус расходы» | 5, 7,5, 12,5 процента | ||
Пермский | «Доходы» | 1, 2, 4 процента | Статья 1 Закона Пермского края от 01.04.2015 № 466-ПК |
«Доходы минус расходы» | 5, 7, 10 процентов | ||
Приморский | «Доходы» | 1, 3 процента | Закон Приморского края от 13.12.2018 № 414-КЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 7,5 процента | ||
Ставропольский | «Доходы минус расходы» | 5 процентов | Часть 1 статьи 1 Закона Ставропольского края от 17.04.2012 № 39-кз |
Области | |||
Архангельская | «Доходы» | 1, 3 процента | Закон Архангельской области от 27.04.2020 № 254-16-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 7,5, 8, 10 процентов | Закон Архангельской области от 30.09.2019 № 131-10-ОЗ | |
Белгородская | «Доходы» | 1, 2 процента | Часть 4, 6 ст. 2 Закона Белгородской области от 14.07.2010 № 367 |
«Доходы минус расходы» | 5 процентов | Часть 5 ст. 2 Закона Белгородской области от 14.07.2010 № 367 | |
Брянская | «Доходы» | 1, 3 процента | Пункт 2 ч. 1 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 1 Закона Брянской области от 03.10.2016 № 75-З |
«Доходы минус расходы» | 5, 12 процентов | Пункт 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 6, ст. 1 Закона Брянской области от 03.10.2016 № 75-З | |
Владимирская | «Доходы» | 4 процента | Закон Владимирской области от 10.11.2015 № 130-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 8, 10 процентов | ||
Волгоградская | «Доходы» | 1, 4 процента | Закон Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД |
«Доходы минус расходы» | 5, 10 процентов | ||
Вологодская | «Доходы» | 1, 2, 4 процента | Закон Вологодской области от 26.10.2018 № 4424-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 10 процентов | ||
Воронежская | «Доходы» | 1, 4 процента | Статьи 1.2, 1.3 Закона Воронежской области от 05.04.2011 № 26-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5 процентов | Статья 1 Закона Воронежской области от 05.04.2011 № 26-ОЗ | |
Ивановская | «Доходы» | 4 процента | Часть 2.3 ст. 1 Закона Ивановской области от 20.12.2010 № 146-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5 процентов | Части 2.1, 2.5 ст. 1 Закона Ивановской области от 20.12.2010 № 146-ОЗ | |
Иркутская | «Доходы» | 1, 3 процента | Статьи 1 (2), 2, 3, 4, 4 (2), 4 (3) Закона Иркутской области от 30.11.2015 № 112-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 7,5 процента | ||
Калининградская | «Доходы» | 3 процента | Закон Калининградской области от 24.04.2018 № 162 |
«Доходы минус расходы» | 7,5 процента | ||
Калужская | «Доходы» | 1, 3 процента | Закон Калужской области от 18.12.2008 № 501-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 7, 10 процентов | ||
Кировская | «Доходы» | 1, 3 процента |
Статья 1 Закона Кировской области от 01.02.2022 № 37-ЗО Пункт 1 ч. 1 ст. 1 Закона Кировской области от 09.05.2022 № 69-ЗО |
«Доходы минус расходы» | 5, 6, 7,5 процента |
Пункт 3 ч. 1 ст. 1 Закона Кировской области от 30.04.2009 № 366-ЗО Статья 1 Закона Кировской области от 01.02.2022 № 37-ЗО Пункт 2 ч. 1 ст. 1 Закона Кировской области от 09.05.2022 № 69-ЗО |
|
Костромская | «Доходы» | 2, 4 процента |
Части 1.1, 1.2 ст. 2 Закона Костромской области от 23.10.2012 № 292-5-ЗКО Часть 2 ст. 2, п. 2 ч. 4 ст. 2 Закона Костромской области от 21.12.2021 № 169-7-ЗКО |
«Доходы минус расходы» | 5, 10 процентов |
Части 1, 1.2 ст. 2 Закона Костромской области от 23.10.2012 № 292-5-ЗКО Часть 1 ст. 2, п. 1 ч. 4 ст. 2 Закона Костромской области от 21.12.2021 № 169-7-ЗКО |
|
Курганская | «Доходы» | 1 процент | Статья 1 Закон Курганской области от 24.11.2009 № 502 |
«Доходы минус расходы» | 5, 10 процентов | ||
Курская | «Доходы» | 1, 5 процентов | Статьи 1.1, 1.4, 1.5 Закона Курской области от 04.05.2010 № 35-ЗКО |
«Доходы минус расходы» | 5 процентов | Статьи 1, 1.4, 1.5 Закона Курской области от 04.05.2010 № 35-ЗКО | |
Магаданская | «Доходы» | 1, 3 процента | Закон Магаданской области от 27.11.2015 № 1950-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 7,5 процента | Закон Магаданской области от 29.07.2009 № 1178-ОЗ | |
Мурманская | «Доходы» | 1, 3 процента | Статья 1.1 Закона Мурманской области от 03.03.2009 № 1075-01-ЗМО |
«Доходы минус расходы» | 5, 10 процентов | Статья 1 Закона Мурманской области от 03.03.2009 № 1075-01-ЗМО | |
Нижегородская | «Доходы» | 1, 3 процента | Закон Нижегородской области от 30.12.2020 № 172-З |
«Доходы минус расходы» | 5, 7,5 процента | ||
Новгородская | «Доходы» | 1, 2, 3 процента | Статья 1 Областного закона Новгородской области от 31.03.2009 № 487-ОЗ |
Доходы минус расходы | 5, 7, 10 процентов | ||
Новосибирская | «Доходы минус расходы» | 5 процентов | Статья 5.2.2 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ |
Омская | «Доходы» | 1 процент | Статья 2 Закона Омской области от 25.05.2020 № 2270-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5 процентов | ||
Оренбургская | «Доходы» | 1 процент | Закон Оренбургской области от 29.09.2009 № 3104/688-IV-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 10 процентов | ||
Орловская | «Доходы» | 1, 3, 4,5 процента | Закон Орловской области от 31.08.2021 № 2655-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 11 процентов | ||
Пензенская | «Доходы» | 1, 4 процента | Статьи 1—2, 1—4, 1—5, 1—6 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1754-ЗПО |
«Доходы минус расходы» | 5 процентов | Статьи 1, 1—5 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1754-ЗПО | |
Псковская | «Доходы» | 1, 3,5 процента | Части 5, 8 ст. 1 Закона Псковской области от 29.11.2010 № 1022-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 10, 15 процентов | Части 1, 8 ст. 1 Закона Псковской области от 29.11.2010 № 1022-ОЗ | |
Ростовская | «Доходы» | 1 процент | Статья 11 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-ЗС |
«Доходы минус расходы» | 5, 10 процентов | ||
Рязанская область | «Доходы» | 1, 2, 3 процента | Статья 1 Закона Рязанской области от 21.07.2016 № 35-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 7,5 процента | Статья 2 Закона Рязанской области от 21.07.2016 № 35-ОЗ | |
Самарская | «Доходы» | 1, 2 процента | Закон Самарской области от 16.07.2021 № 63-ГД |
«Доходы минус расходы» | 5 процентов | ||
Саратовская | «Доходы» | 1, 2 процента | Закон Саратовской области от 25.11.2015 № 152-ЗСО |
«Доходы минус расходы» | 5, 7,5 процента | ||
Сахалинская | «Доходы» | 1, 2, 4 процента |
Закон Сахалинской области от 10.02.2009 № 4-ЗО, Закон Сахалинской области от 08.11.2022 № 93-ЗО |
«Доходы минус расходы» | 5, 8, 10 процентов | ||
Смоленская | «Доходы» | 1, 3 процента | Закон Смоленской области от 14.11.2019 № 113-з |
«Доходы минус расходы» | 5, 7 процентов | Закон Смоленской области от 30.11.2016 № 122-з | |
Тамбовская | «Доходы» | 1, 2, 4 процента | Закон Тамбовской области от 27.11.2015 № 587-З |
«Доходы минус расходы» | 5 процентов | Закон Тамбовской области от 03.03.2009 № 499-З | |
Тверская | «Доходы» | 1,5, 3 процентов | Часть 1, 2 ст. 1 Закона Тверской области от 29.11.2019 № 73-ЗО |
«Доходы минус расходы» | 5, 7,5 процента | Части 1, 2 ст. 2 Закона Тверской области от 29.11.2019 № 73-ЗО | |
Томская | «Доходы» | 3 процента | Статья 1.2 Закона Томской области от 07.04.2009 № 51-ОЗ |
«Доходы минус расходы» | 5, 10, 15 процентов | Статья 1 Закона Томской области от 07.04.2009 № 51-ОЗ | |
Тульская | «Доходы» | 1, 3 процента | Статьи 3, 3-1 Закона Тульской области от 26.10.2017 № 80-ЗТО |
«Доходы минус расходы» | 5, 7, 10 процентов | Статьи 1, 2 Закона Тульской области от 26.10.2017 № 80-ЗТО | |
Челябинская | «Доходы» | 1, 3 процента | Закон Челябинской области от 25.12.2015 № 277-ЗО |
«Доходы минус расходы» | 5, 7, 10 процентов | ||
Ярославская | «Доходы» | 2,5, 4 процента | Закон Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з |
«Доходы минус расходы» | 5, 7, 10 процентов | ||
Севастополь | «Доходы» | 3, 4 процента | Пункты 1, 2 ч. 1.1 ст. 2 Закона города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС |
«Доходы минус расходы» | 5, 10 процентов |
Часть 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 14.11.2014 № 77-ЗС Пункт 3 ч. 1.1 ст. 2 Закона города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС |
Размер налога на ПСН не зависит от реальных доходов и расходов индивидуального предпринимателя. Стоимость патента рассчитывается с некой усредненной величины — потенциально возможного дохода. Обычно его устанавливают власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности. Также размер потенциального дохода может зависеть от грузоподъемности авто, если ИП занимается грузоперевозками, площади объекта торговой сети или средней численности работников (пп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).
Посчитать стоимость патента в конкретном регионе по определенному виду деятельности можно на сайте ФНС России https://patent.nalog.ru/info/.
Стоимость патента на год, как правило, рассчитывается по формуле: потенциальный возможный доход × 6 %. В Крыму и Севастополе применяется другая ставка — 4 процента.
В некоторых регионах потенциальный доход умножают также на федеральные или местные коэффициенты-дефляторы, поэтому необходимо изучить соответствующий закон.
На 2022 год размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода был определен в соответствующих регионах:
- редакцией от 26.02.2021 ст. 1 Закона Ленинградской области от 07.11.2012 № 80-оз;
- редакцией от 25.11.2021 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 30.10.2013 № 551-98;
- редакцией от 24.11.2021 ст. 1 Закона города Москвы от 31.10.2012 № 53;
- редакцией от 26.11.2021 ст. 2 Закона МО от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ.
При этом в Санкт-Петербурге 10.11.22 уже принята новая редакция Закона от 30.10.2013 № 551-98, которая вступит в силу с начала следующего года и внесет некоторые изменения в размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода.
Не существует единого рецепта для индивидуальных предпринимателей, в каком регионе выгоднее вести свою деятельность. В любом случае, если ИП готов к переезду в другую местность для ведения бизнеса, нужно изучить региональное законодательство. Возможно, что по выбранному предпринимателем виду деятельности и применяемой системе налогообложения какой-то субъект предлагает более выгодные условия, чем те, которые установлены по адресу регистрации коммерсанта.
Кроме того, многое зависит от выбранной системы налогообложения, у каждой из которых можно найти как положительные стороны, так и недостатки. Так, поскольку сумма налога на ПСН фиксированная, этот режим будет выгоден, когда доходы ИП растут, и невыгоден, когда дохода нет либо он меньше потенциального. Также ПСН может оказаться невыгодной, если коммерсант планирует расширять свой бизнес: нанять больше людей, увеличить площадь торгового зала или открыть новый.
На УСН размер налога зависит от реальных доходов предпринимателя или от разницы между доходами и расходами, в зависимости от объекта налогообложения (пп. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ). Поэтому и налоговая нагрузка на УСН в большей степени соотносится с доходами коммерсанта. Если ИП заработал мало, то и налог будет небольшой. Если доход увеличится, то и налог будет больше.
Вы можете оставить первый комментарий