Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Утилизационный сбор в 2025 году

После полного износа транспортное средство необходимо утилизировать. Утилизацию должен оплатить производитель или импортер, а размер платы определяется экологическими нормами. В статье узнаете, по каким правилам платить утилизационный сбор в 2025 году, какие действуют ставки и какой срок уплаты.

Над статьей работали:
редактор: Коротаева Юлия

Содержание

  1. Суть утилизационного сбора
  2. Утилизационный сбор: кто платит
  3. Ставки утилизационного сбора
  4. Размер утилизационного сбора
  5. Расчет утилизационного сбора
  6. Уплата утилизационного сбора

Суть утилизационного сбора

Утилизационный сбор — это разовый платеж производителей или покупателей транспортных средств (ТС). Его взимают с колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, чтобы профинансировать утилизацию после эксплуатации.

Утилизационный сбор: кто платит

Платить утилизационный сбор обязаны:
• производители — за средства передвижения, изготовленные в России;
• импортеры — за транспортные средства, ввезенные в Россию;
• покупатели — организации и физлица — за средства передвижения, по которым не был уплачен утилизационный сбор.

Покупатели платят утилизационный взнос, если ТС куплено у тех, кто освобожден от уплаты утильсбора или должен был его заплатить, но не сделал этого (п. 3 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Утильсбор по каждому объекту платят только один раз. Если производитель, импортер или первый владелец единожды уже перечислил сбор, последующие владельцы средства передвижения больше его не платят. Исключение — случаи, когда модернизируют объект с изменением вида и категории транспорта (пп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 № 1777).

Обязанность уплаты утилизационного платежа по самоходным машинам и прицепам к ним в таможенный орган с 1 марта 2023 года возникает в двух случаях. Первый случай — пересечение транспортом госграницы РФ или других территорий, которые находятся под ее юрисдикцией. Второй случай — подача таможенной декларации при завершении процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области для самоходных машин и прицепов к ним, по которым сбор не уплачивался (пп. «л» п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 № 1777).

Утилизационный сбор не надо платить, если транспорт ввозится в Россию и помещается под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (п. 6 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). При таможенной процедуре временного ввоза не предполагается, что транспорт будет утилизирован. Транзитный транспорт загрязняет окружающую среду кратковременно, и при временном ввозе плательщик не может воспользоваться освобождением от платы при передаче отходов на утилизацию.

Утилизационный сбор уплачивают только по тем транспортным средствам, которые указаны в перечне:
• самоходных машин, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81;
• колесных средств передвижения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.

Транспортные средства, которые не поименованы в данных перечнях, утилизационным сбором не облагаются. Если на средство передвижения, не поименованное в перечне колесных транспортных средств, оформлен электронный паспорт, в нем должна быть отметка о том, что утильсбор не уплачивается (абз. 3 п. 8 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

Не нужно платить утилизационный сбор на автомобили на основании п. 6 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, если транспортное средство:
• ввозят в Россию как свое личное имущество беженцы, вынужденные переселенцы или физлица — участники госпрограммы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа;
• принадлежит консульствам, дипломатическим представительствам, международным организациям, которые имеют привилегии и иммунитет, а также сотрудникам таких организаций или членам их семей;
• выпущено более 30 лет назад. Дополнительные условия для освобождения: ТС включено в специальный перечень, не используется в коммерческих целях и имеет оригинальный двигатель, кузов, сохранено или отреставрировано до оригинального состояния;
• выпущено менее трех лет назад. Дополнительные условия для освобождения: ТС включено в специальный перечень и помещено под процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭС в Калининградской области.

Ставки утилизационного сбора

По общему правилу размер утилизационного сбора зависит от базовой ставки и повышающего коэффициента.
Базовые ставки по утильсбору утверждены по категориям транспортных средств:
• колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним (Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291);
• самоходные машины и прицепы к ним (Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81).
Какие базовые ставки действуют — в таблице ниже.

Категория транспортного средства Ставка  (руб.) Основание
Колесные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории России, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные средства передвижения указанной категории 20 000 Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291
Колесные транспортные средства категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные средства передвижения указанных категорий 150 000 Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291
Шасси колесных транспортных средств категорий N1, N2, N3, M2, M3
Прицепы к колесным транспортным средствам
Самоходные машины и прицепы к ним 172 500 Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81

Повышающие коэффициенты по утилизационному сбору также утверждены по категориям средств передвижения:
• колесные ТС (шасси) и прицепы к ним (перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291);
• самоходные машины и прицепы к ним (перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81).

Значения повышающих коэффициентов приведены в перечнях, утвержденных постановлениями правительства № 1291 и 81. Выбор коэффициента зависит от характеристик ТС:
• возраст. Пороговым является значение в три года. До трех лет транспорт считается новым;
• категория;
• технически допустимая масса;
• объем двигателя.

Все данные для расчета отражены в паспорте ТС. Если в ПТС отсутствует нужная информация, ее определяют по номеру VIN.

Обратите внимание, что в расчете утилизационного сбора в 2025 году применяются новые повышающие коэффициенты, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1118 от 07.07.2023. Коэффициенты применяются к средствам передвижения, ввезенным в РФ после 1 августа 2023 года.

Новые повышающие коэффициенты для самоходных средств передвижения утверждены Постановлением Правительства РФ № 938 от 06.06.2023. Повышение касается тракторов колесных с идентификационными кодами М02–М08, которые поименованы в разделе XIV перечня.

Размер утилизационного сбора

Сумму утилизационного сбора плательщики определяют самостоятельно, кроме случаев, когда платеж взимает таможня.

Порядок расчета утильсбора зависит от того, что именно ввозится:
• колесные ТС (шасси) и прицепы к ним (Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291);
• самоходные машины и прицепы к ним (Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81).

Расчет утилизационного сбора

По общему правилу сумму утилизационного сбора к уплате рассчитывают путем умножения базовой ставки на повышающий коэффициент.

Плательщики сбора, которые ввозят в Россию колесные средства передвижения, растаможенные на территории стран ЕАЭС, с 1 апреля 2024 года рассчитывают платеж в специальном порядке. Суммы НДС, акцизов, а также таможенной пошлины, которые не доплатили из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в Россию из стран ЕАЭС, они включают в состав утильсбора (п. 5 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, Постановление Правительства РФ от 13.02.2024 № 152, информация Правительства РФ от 14.02.2024).

Сумму утилизационного сбора к уплате по вышеуказанным колесным транспортным средствам определяют по формуле: УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка, где:

УС — сумма утильсбора, исчисленная в специальном порядке;
УСед — сумма утилизационного сбора, исчисленная в общем порядке путем умножения базовой ставки на повышающий коэффициент;
Ктп — разница между таможенной пошлиной, рассчитанной на основе ежеквартальных данных Минпромторга, и уплаченной таможенной пошлиной;
Кндс — разница между НДС, рассчитанным на основе ежеквартальных данных Минпромторга, и уплаченным НДС;
Ка — разница между акцизом, определенным в соответствии с мощностью автомобиля, указанной в документах на авто, и уплаченным акцизом.

Отрицательные значения показателей Ктп, Кндс и Ка признаются равными нулю. При ввозе колесных ТС, оснащенных электродвигателями (в том числе гибридными силовыми установками последовательного типа), процедуру растаможивания необходимо проходить только на территории России (информация Правительства РФ от 14.02.2024).

Классификация транспортных средств по категориям приведена в приложении 1 к Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 018/2011), утвержденному Решением КТС от 09.12.2011 № 877. Величина повышающего коэффициента для утилизационного сбора зависит:
• от возраста транспортного средства (новое или старше трех лет);
• категории средства передвижения;
• технически допустимой массы средства передвижения;
• объема двигателя.

Данные о массе указывают в одобрении типа транспортного средства (шасси) и ПТС (письма Минпромторга РФ от 27.03.2014 № 20-828, от 14.02.2014 № 20-345, доведены до инспекций письмами ФНС РФ от 31.03.2014 № ГД-4-3/5751, от 28.02.2014 № ГД-4-3/3507).

Пример 1. Как рассчитать утилизационный сбор по колесным транспортным средствам, ввезенным на территорию России

Организация 5 августа 2025 года ввезла из Финляндии на территорию России два колесных транспортных средства категории М1. Автомобили включены в раздел I перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.

Год выпуска первого автомобиля — 2023. На момент ввоза автомобиля с даты выпуска не прошло трех лет. Рабочий объем двигателя автомобиля — 3 400 куб. см. Коэффициент для расчета утилизационного платежа — 48,5.

По второму автомобилю нет документального подтверждения года выпуска. Поэтому дату выпуска определили по идентификационному номеру — 2020 год. Количество лет, прошедших с даты выпуска, исчисляется с 1 июля 2018 года. На момент ввоза автомобиля с даты выпуска прошло более трех лет (с 01.07.2018 по 05.08.2023). Рабочий объем двигателя второго транспортного средства — 3 600 куб. см. Коэффициент для расчета утильсбора — 81,19.

Бухгалтер организации рассчитал сумму утилизационного сбора. Базовая ставка для ввезенных транспортных средств — 20 тыс. рублей.

Размер утильсбора составит:
— для первого средства передвижения (год выпуска — 2021) — 970 тыс. рублей (20 000 руб. × 48,5);
— для второго средства передвижения — (год выпуска — 2018) — 1 623 800 рублей (20 000 руб. × 81,19).

Уплата утилизационного сбора

Порядок уплаты утилизационного сбора зависит от статуса плательщика: крупнейшие производители ТС или обычные плательщики.

Крупнейшие производители
Крупнейшие производители ТС платят сбор в течение 45 календарных дней с даты окончания квартала, в котором представлен расчет утилизационного сбора, а за III квартал — в течение 90 календарных дней, следующих за кварталом (п. 22 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, п. 24 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81).
Если крупнейший производитель не заплатит сбор или заплатит его не в полном объеме, налоговая инспекция взыщет платеж принудительно. Порядок взыскания тот же, что и для налогов (главы 8, 10, 11 НК РФ, п. 25 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, п. 23 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

Обычные плательщики
Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям транспортных средств, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Деньги нужно заплатить до выпуска ТС в обращение — до оформления ПТС или электронного паспорта. Импортеры платят сбор до окончания таможенного оформления, а производители — до момента продажи. Без отметки об уплате сбора зарегистрировать технику не удастся.

Какие-либо штрафные санкции за неуплату не предусмотрены. Однако без отметки об уплате сбора в ПТС или электронном паспорте со статусом «действующий» вам не зарегистрируют транспортное средство (п. 6 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507, п. 6 порядка, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь