Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
Пандемия и западные экономические санкции ударили по многим компаниям. Некоторым удается оставаться на плаву, другие терпят убытки и разоряются. Для того чтобы быстрее закрыть фирму с долгами и начать новый бизнес, можно использовать процедуру упрощенного банкротства. В каких случаях ее возможно применить, чем она отличается от обычного процесса признания компании несостоятельной, расскажем далее.
Банкротство юрлиц регулирует закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Упрощенным процедурам посвящена глава XI этого закона. Отдельного нормативно-правового акта, посвященного упрощенному банкротству, не существует.
Упрощенная процедура признания компании несостоятельной может применяться, если:
• в отношении нее принято решение о ликвидации, при этом имущества для погашения требований кредиторов недостаточно;
• компания-должник отсутствует и установить место ее нахождения невозможно;
• решение о банкротстве принято собранием владельцев облигаций в специализированных обществах и ипотечных агентствах.
Третий случай довольно специфичный, поэтому в нашей статье мы подробно остановимся на первых двух.
Понятие «отсутствующий должник» дается в статье 227 федзакона № 127: это юридическое лицо, которое фактически прекратило свою деятельность и местонахождение руководителя которого неизвестно.
Процедура банкротства отсутствующего должника также применяется, если (ст. 230 закона № 127-ФЗ):
• имущество фирмы заведомо не позволяет покрыть расходы по делу о ее несостоятельности;
• юрлицо в течение 12 месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании его несостоятельным, не проводило операций по своим банковским счетам и не предоставляло отчетность по налогам и сборам;
• при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности компании.
В качестве подтверждения:
• отсутствия у предприятия-должника имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о его банкротстве, можно представить справку налогового органа об отсутствии у него сведений об имуществе должника, полученную в порядке ст. 85 НК РФ, выписки по банковским счетам, по вкладам и так далее;
• непредставления отчетности по налогам и сборам и неосуществление операций по банковским счетам — справку налогового органа, выписку из ЕГРЮЛ, в которой содержится информация о предстоящем исключении записи о должнике как о юридическом лице.
Заявление о банкротстве отсутствующего должника может подать заинтересованный кредитор, уполномоченный орган, а также работник или бывший работник предприятия.
Для арбитражного управляющего установлена обязанность обратиться в суд с ходатайством о переходе к рассмотрению дела по упрощенной процедуре в случае обнаружения им у должника признаков отсутствующего (п. 3 ст. 227 закона № 127-ФЗ).
Заявитель обязан указать, какие признаки отсутствующего должника есть у компании, приложив к заявлению необходимые доказательства.
В подтверждение можно предоставить:
• постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью установления местонахождения должника или его имущества и соответствующего акта;
• выписку из ЕГРЮЛ, в которой содержится запись о принятом регистрирующим органом решении относительно предстоящего исключения записи о фирме как о юридическом лице из ЕГРЮЛ в связи с неосуществлением операций по банковским счетам и непредоставлением отчетности по налогам и сборам в течение последовательно двенадцати месяцев (п. 1 ст. 21.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
• выписку из ЕГРЮЛ с записью о недостоверности данных о юрлице, включенных в ЕГРЮЛ — например, о недостоверности данных касательно единоличного исполнительного органа компании, адреса ее местонахождения.
В заявлении необходимо указать, что оно подается о банкротстве именно отсутствующего должника. В противном случае суд может отказать в принятии поданного заявления, признав его несоответствие общим требованиям, установленным в ст. 6, 7, 39–41 закона № 127-ФЗ (Определение Верховного Суда РФ 01.06.2018 № 305-ЭС18-1779).
Доказанность либо недоказанность у должника признаков отсутствующего разрешается судом в судебном заседании при проверке обоснованности поданного заявления.
Срок рассмотрения заявления составляет один месяц (п. 1 ст. 228 закона № 127-ФЗ).
Законодательство предусматривает дифференцированный подход к вопросу о финансировании процедуры признания несостоятельным отсутствующего должника.
Если с заявлением обращается уполномоченный орган, то он обязан приложить доказательства того, что расходы по делу о банкротстве будут впоследствии компенсированы за счет пополнения конкурсной массы или привлечения контролирующих деятельность должника лиц к субсидиарной ответственности. При отсутствии таких доказательств заявление подлежит оставлению без движения с возможностью последующего возврата (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67).
Порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, возбужденной по заявлению уполномоченного органа, определены в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 № 573, а также в совместном Приказе ФНС РФ от 10.03.2005 № САЭ-3-19/80@, Минэкономразвития РФ № 53, Минфина РФ № 34н.
Если же заявление подает конкурсный кредитор, то он самостоятельно указывает размер вознаграждения арбитражного управляющего. В случае необходимости и при наличии на то средств у должника суд вправе увеличить размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего по сравнению с тем, который был указан в заявлении (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 97).
Банкротство отсутствующего должника отличается от стандартной процедуры тем, что:
• отсутствуют такие предварительные и реабилитационные процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление;
• сумма задолженности перед кредитором, требующим возбуждения процедуры, не имеет значения и общее правило о минимальном размере задолженности не применяется (п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29).
Дело о несостоятельности отсутствующего должника отличается от стандартной процедуры и с точки зрения порядка установления требований кредиторов. Арбитражный управляющий самостоятельно выявляет кредиторов и направляет им уведомления. В ходе конкурсного производства имущество реализуется посредством проведения электронных торгов в форме аукциона или конкурса. Исключение составляет имущество, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату перед открытием конкурсного производства составляла менее 100 тыс. рублей. Такое имущество продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов (п. 5 ст. 139 закона № 127-ФЗ), например, по прямым договорам купли-продажи.
Из полученных денежных средств удовлетворяются требования кредиторов в следующей очередности (ст. 134–138 закона № 127-ФЗ):
• перед которыми у фирмы есть обязательства по причинению вреда жизни и здоровью;
• во вторую очередь – требования по зарплате и выходному пособию;
• в третью очередь – долговые обязательства перед кредиторами, а также плата за аренду, страховку, коммунальные услуги и так далее.
Вне очереди погашаются обязательства по затратам на процесс банкротства — судебные издержки, организация торгов, траты на публикации.
Для применения упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника необходимо доказать существование двух условий (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.08.2020 по делу № А03-15339/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.06.2020 по делу № А65-93/2019):
• наличие процесса ликвидации (принятие решения о ликвидации, решения о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора, наличие записи в ЕГРЮЛ о принятых решениях);
• недостаточность стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
При признании ликвидируемого должника несостоятельным также не применяются наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Обратиться в арбитражный суд с заявлением должен:
• собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредитель (участник) должника или руководитель должника — после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора);
• ликвидационная комиссия или ликвидатор.
Законодатель предусматривает определенные последствия в случае неисполнения такой обязанности (ст. 226 закона № 127-ФЗ):
• в ЕГРЮЛ не вносится запись о ликвидации компании;
• при недостаточности имущества у юрлица для полного расчета с кредиторами виновные лица (собственник, учредители, руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.
Судебная практика исходит из того, что до тех пор, пока не будет сформирована конкурсная масса и установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника, рассмотрение вопроса о субсидиарной ответственности собственника предприятия является преждевременным (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.02.2005 № Ф08-5/2005).
Разберем порядок проведения упрощенной процедуры банкротства на примере ликвидируемого должника.
Учредители принимают решение о добровольной ликвидации компании, оформляя его соответствующим протоколом, в котором указывают назначенного ликвидатора (ликвидационную комиссию). Затем обращаются в регистрирующий орган с заявлением по установленной форме о том, что компания находится в стадии ликвидации. К заявлению прилагается указанный протокол, промежуточный ликвидационный баланс и другие необходимые документы. Информация о данном факте заносится в ЕГРЮЛ.
Компания публикует сообщение о факте своей ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» и извещает всех известных кредиторов.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов (ст. 63 ГК РФ).
После окончания срока для предъявления требований кредиторов комиссия составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества компании, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Если же ликвидационная комиссия должника (ликвидатор) в нарушение требований закона не известит своих кредиторов о ликвидации должника, то суд при рассмотрении заявления о признании должника банкротом может посчитать, что тот не доказал факт недостаточности имущества для расчетов с кредиторами. Это может привести к отказу в удовлетворении заявленного требования (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.12 по делу № А75-2501/2012).
Размер требований кредиторов при разрешении вопроса о банкротстве ликвидируемого должника определяется на основании заявлений кредиторов, поданных в установленный срок, а также промежуточного ликвидационного баланса. При недостаточности имущества для погашения всех долгов ликвидационная комиссия обращается в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства.
Для применения упрощенной процедуры банкротства должника, находящегося в стадии ликвидации, суд устанавливает:
• наличие процесса ликвидации;
• недостаточность имущества компании для погашения заявленных требований.
При наличии доказанности данных обстоятельств арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемой фирмы несостоятельной и об открытии конкурсного производства не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления касательно признания должника банкротом (п. 6 ст. 42 закона № 127-ФЗ).
Суд назначает конкурсного управляющего, который должен опубликовать сообщение о введении конкурсного производства в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ», а также уведомить кредиторов об открытии процесса банкротства.
Согласно пункту 1 статьи 142 закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований (п. 4 ст. 142 закона № 127-ФЗ).
Отличие упрощенной процедуры банкротства юридических лиц от общей заключается в том, что процедуры — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление — не применяются. Суд сразу переходит к конкурсному производству, которое производится в максимально сжатые сроки — менее года. В то время как стандартная процедура признания компании несостоятельной может длиться в разы дольше.
После того как имущество компании распределено между кредиторами в порядке очередности, долги, которые она не смогла погасить, списываются. После прекращения деятельности организации все счета закрываются, печати уничтожаются, а документация сдается в архив. Компания ликвидируется (п. 1 ст. 65 ГК РФ).
Вы можете оставить первый комментарий