Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим
В бизнесе любая ошибка может привести к потере репутации и финансов. Минимизировать просчеты возможно, если наладить в организации управленческий учет, который поможет принять правильные административные решения. В статье вы узнаете, как организовать управленческий учет в компании, а также изучите его цели и задачи.
Управленческий учет (УУ) — это совокупность процедур по сбору, обработке, хранению, представлению информации для принятия грамотных управленческих решений. По сути, это часть бухучета, которая ориентирована на контроль данных, предназначенных для руководителя.
В ходе развития предприятия для полноценного планирования деятельности бухучета становится недостаточно. Тогда формируется система управленческого учета.
Его ведение позволит прогнозировать прибыль компании, планировать платежи, не допускать кассовые разрывы, а также находить точки роста организации и возможность сэкономить деньги.
Среди субъектов малого бизнеса управленческий учет, как правило, ведет руководитель организации, на крупных предприятиях – бухгалтер или экономист. В сегменте крупного бизнеса обычно организуют отдельное структурное подразделение, во главе которого находится финансовый директор.
Система УУ помогает собирать различные финансовые и нефинансовые данные из внутренних или внешних источников, структурировать их, а затем представлять заинтересованным пользователям – к примеру, собственнику или генеральному директору.
Так, компания собирает информацию о выручке, расходах на производство и продажу, текущем и потенциальном спросе в отношении разных групп товаров. В процессе анализа таких данных руководитель понимает, какая группа продукции приносит прибыль, а какая убыток, и принимает решение о снятии с производства убыточной продукции. Этот анализ позволит обеспечить рост прибыли компании.
В рамках УУ используется любая информация о применяемых ресурсах. Основные объекты такого учета — деньги компании и ее структурных подразделений, отдельные бизнес-процессы, финансовые результаты работы, а также внутренняя финансовая отчетность.
Учет для управленческих целей отличается от бухгалтерского и налогового. В частности, вести такой учет закон не обязывает. Организация может работать без него. Данные УУ зачастую являются коммерческой тайной. Поэтому отчеты составляют для внутренних пользователей, то есть лиц, принимающих управленческие решения.
Если бухгалтерская и налоговая отчетность формируются уже на основании свершившихся данных, то в рамках УУ работают с прогнозами. Это необходимо для долгосрочного планирования работы компании.
Кроме того, правила учета компания может определять самостоятельно. Порядок ведения бухгалтерского, налогового учета, формы отчетности, сроки ее сдачи четко регламентированы законом.
В процессе же управленческого учета компания самостоятельно определяет:
• на каких участках вести учет – на производстве, в продажах, на складе, в маркетинге;
• какие отчеты составлять и в какие сроки;
• насколько должны быть детализированы отчеты;
• какие единицы измерения использовать при формировании данных.
Важно, что управленческие отчеты могут составляться не только в денежных и натуральных единицах. Например, указывают данные об объемах производства, продаж, количестве поданных и обработанных заявок, процентах вовремя неполученных документов.
Учет можно разделить на четыре направления.
Бюджетный учет позволяет определить центры ответственности за финансовое положение организации. В его основе лежит построение системы бюджетирования с целью повышения эффективности работы подразделений предприятия и отдельных его сотрудников.
Производственный учет ведут компании-производители. Обычно это делают для расчета себестоимости продукции. По сути, это прямой аналог бюджетирования, которое также включает анализ затрат на производство.
Маржинальный учет позволяет увеличить прибыль компании за счет оптимизации затрат на производство и закупку товаров, а также регулирования цен.
Стратегический учет нужен для дальнейшего эффективного развития компании. Он предназначен для построения системы обеспечения ресурсами в будущих периодах.
Каждая компания может либо придерживаться отдельного направления, либо использовать в работе несколько или даже все виды учета.
Управленческий учет ведут для того, чтобы обеспечить руководство организации актуальной и качественной информацией, которая позволит им принимать грамотные решения в процессе ведения бизнеса. Он дает возможность собственнику посмотреть на бизнес в целом и не упустить важные аспекты. С помощью такого учета можно:
• проанализировать текущую позицию организации в целом и в рамках отдельных направлений ее деятельности;
• определить длительную стратегию развития, краткосрочный план действий;
• оценить выполнение плана, выявить причины расхождений, если полученный результат не совпал с запланированным;
• организовать или оптимизировать бизнес-процессы производства, продаж, логистики, ценообразования и другие;
• установить KPI сотрудников и оценить их выполнение.
Любая компания самостоятельно определяет для себя учетные задачи. Одни с его помощью ищут точки роста, другие – управляют денежными потоками.
Среди основных задач выделяют:
• сбор, обобщение, анализ информации о состоянии материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• анализ отклонений доходов и расходов от плановых показателей;
• оперативный расчет, планирование показателей себестоимости производимых товаров и услуг, анализ отклонения фактических данных от прогнозных;
• контроль и прогнозирование хозяйственной деятельности компании;
• анализ финансовых результатов работы компании, структурных подразделений;
• обеспечение всех заинтересованных пользователей типовыми индивидуальными отчетами.
После принятия решения о необходимости ведения УУ руководству нужно определить объем информации, которая потребуется для принятия качественных управленческих решений. Здесь важно опираться на поставленные перед пользователями задачи.
Для каждой компании они разные, однако в процессе организации системы важно последовательно пройти следующие этапы:
• определить потребности бизнеса, проанализировать действующую систему управления;
• определить цели текущей деятельности и стратегию развития предприятия;
• изучить и документально оформить бизнес-процессы;
• выявить требования к организационной и финансовой структуре;
• разработать модели, методы учета, отчетности;
• формировать внутренние стандарты в организации, утвердить системы контроля;
• составить техзадания для автоматизации учетных процессов.
Как правило, вновь созданная компания начинает учет с применения табличного редактора Microsoft Excel. Сначала в таблицы заносят нужную информацию, на основе которой на следующем этапе составляют отчеты для руководства.
Речь идет об отчетах о продажах, затратах на производство, доходах и расходах всей компании, отдельных направлений ее деятельности, а также о финансовых результатах.
В процессе роста и развития бизнеса таких таблиц становится больше и формировать их неудобно, особенно когда информацию в одну таблицу вносят несколько сотрудников. Из-за разности вводимых данных в расчетах могут появляться ошибки.
Чтобы избежать ошибок и существенно сократить временные и трудовые затраты, компании все чаще стараются автоматизировать учетные бизнес-процессы. Например, внедряют справочные и учетные системы «КонсультантПлюс» и «1С».
Так, крупные предприятия все чаще применяют ERP-систему, позволяющую избежать дублирования данных и полностью автоматизировать процесс учета.
Результатом УУ станет создание удобной и доступной информационной системы, которая позволит четко определить финансовое положение компании, средства для увеличения прибыли и сокращения затрат, а также оптимальные способы распоряжения имеющимися ресурсами.
Вы можете оставить первый комментарий